Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 486

Бугаева Д. И. (НГУ, Новосибирск)
Фольклор народности мэньба как источник
для изучения истории этноса
Фольклор является одним из важнейших источников по изучению этноса.
Фольклорные памятники способствуют выявлению традиций данного народа,
особенностей его развития и взаимодействия с другими этносами. Целью
нашей работы является изучение фольклора народности мэньба и выявление
ее связи с фольклором индийских монпа.
Небольшая этническая группа мэньба насчитывает ок. 9 тыс. чел., про-
живает на территории Тибетского автономного округа и входит в число 56
национальных меньшинств КНР. Родственные им группы монпа проживают
на территории Индии (штат Аруначал-Прадеш) и в Бутане. У трех групп
общий этноним, но некоторые аспекты материальной и духовной культуры
не совпадают.
В ходе изучения фольклора мэньба выделены следующие блоки:
1. Миф о происхождении мэньба от обезьяны. Здесь прослеживается прямая
связь с тибетской мифологией, а также сильное влияние буддизма. Но, в тоже
время, миф о происхождении человека у одной из групп индийский монпа
также рассказывает о происхождении человека от обезьяны.
2. Танцы мэньба, которые отразили процессы тибетской истории, о чем
свидетельствует легенда о происхождении танцев в масках в связи со строи-
тельством мостов.
3. Шананьская опера, текст которой записан достаточно поздно (в XVIII в.)
на тибетском языке. Но она могла существовать и ранее в устной передаче,
поскольку мэньба не имеют собственной письменности. Только обосновавшись
в Тибете и освоив тибетский язык, они смогли записать этот текст.
Несомненно, что фольклор мэньба претерпел сильное влияние тибет-
ско-буддийской культуры, однако в нем прослеживаются и более древние
пласты. За неимением собственных мэньбайских письменных источников
изучение фольклора данного этноса представляет научный интерес для иссле-
дования проблемы этногенеза как самих мэньба, так и других тибето-бирман-
ских народов.
Буцык П. И. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург)
Гьюрмэ Намгьел, последний «царь» Тибета (1747–1750)
В течение XVIII в. империя Цин неуклонно, шаг за шагом, укрепляла свою
власть в Тибете, увеличивая там свое присутствие. Процесс этот был длитель-
ным и сложным, зависел от многих факторов политической, экономической,
Секция XVIII
484
1...,476,477,478,479,480,481,482,483,484,485 487,488,489,490,491,492,493,494,495,496,...562
Powered by FlippingBook