Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 505

В поэме «Лейли и Меджнун» Навои делает акцент на том, что пророк
Мухаммед лишился чувств во время вознесения. Точно также главный герой
поэмы —Меджнун теряет сознание, когда влюбляется в Лейли. Также Навои
в поэме упоминает десять
сахабов
(соратников Пророка), вхождение коих
в рай было предсказано уже при их жизни. Поскольку Меджнун — от рожде-
ния сопричастен Божественной любви, то и он избран божественным про-
видением. Таким образом, Навои делает акцент на феномене божественного
избранничества.
В
наатах
поэмы «
Саб‘а-и сайяр
» («Семь планет») пророк Мухаммед
изображен в образе царя. Изображая пророка в образе царя, Навои выводит
мораль: раб Божий, любящий своего Господа от чистой души, не обратит
внимания ни на какие богатства, которые может ему сулить царствование
на земле.
В
наате
поэмы «Вал Искендера» речь идет о священных книгах: Тора,
Евангелие, Коран. Поэт утверждает, что идея единобожия достигла своего
совершенства в последней священной книге—Коране. Этим, возможно, Навои
указывает на совершенство своей «Пятерицы».
Таким образом,
нааты
в составе поэм «
Хамсе
» служат символико-темати-
ческим фундаментом для основного содержания поэм.
Матросов В. А. (НИУ ВШЭ, Москва)
«История коптов» Таки ад-Дина ал-Макризи
как источник сведений о мусульмано-христианских
отношениях в VII–XIV вв.
«История коптов» является ценным памятником мусульманской исто-
риографической традиции, посвященным развитию христианской общины
внутри Халифата. Автор сочинения, не будучи христианином, стремится
к максимальной объективности, опирается на факты; лексика не изобилует
эпитетами или сравнениями, скорее она предельно проста и точна. Таким
образом, «История коптов» кажется одним из наиболее достоверных источ-
ников своего времени.
Анализируемый источник, будучи небольшим по объёму, стремится охва-
тить максимальное количество аспектов—особенности доктрины, праздники,
описание церквей и монастырей, постановления Вселенских соборов. Непо-
средственно историческая часть может быть поделена на три блока — исто-
рию коптов до арабского завоевания, между VII и XIV вв. и непосредственно
в начале XIV в. Последний период автор описывает максимально подробно,
хотя и не был современником событий. Структура работы не везде последо-
вательна.
Школа молодого востоковеда — 2015
503
1...,495,496,497,498,499,500,501,502,503,504 506,507,508,509,510,511,512,513,514,515,...562
Powered by FlippingBook