Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 513

до страны шиллуков на юге, все территории, лежащие к востоку от Нила до
Эфиопии, большую часть Кордофана.
Важным источником по культуре султаната являются сообщения путе-
шественников, среди которых выделяется Эвлия Челеби, турецкий путеше-
ственник XVII века. В ходе своего путешествия 1672–1673 гг. он проехал
через территорию султаната ал-Фундж. 10-й том его книги «Сейахат-наме»
посвящен путешествию в Египет, Судан и турецкую провинцию Хабеш
(Эфиопию).
Впечатления, изложенные автором в географическом произведении, не полу-
чили в отечественной науке специального освещения. В этой книге Эвлия Челеби
дает весьма подробное описание городов и крепостей, лежащих на его пути
(среди них столица султаната Сеннар), дает краткую историческую справку
о них. Путешественнику удалось сблизиться с правителем султаната, который
лично показал ему собственные владения. Эвлия Челеби отмечал самые раз-
личные стороны жизни местного населения: традиционную систему питания,
народную медицину, фольклор, приметы и суеверия, описывает неожиданные
происшествия, приключившиеся с ним в пути. Не забывает автор рассказать
о климате региона, его флоре и фауне. Конечно, записи Эвлия Челеби отражают
представления характерные для той эпохи, некоторые из них носят фантастиче-
ский характер, но тем более информативными они становятся для исследователей
фольклора. Его сообщения интересны и тем, что их делал человек восточной
культуры, объездивший ко времени этого путешествия уже множество стран
Ближнего Востока.
Сидоренко К. Д. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург)
Исламские банки в мире: тенденции развития
и распространения
Исламская банковская система—это система, возникшая в середине XX в.,
принципы функционирования которой основаны на исламском праве. Согласно
данным, опубликованным МВФ 2007 году, в 75 странах мира насчитывалось
более 300 исламских банков. Их общие активы составляют более $250 млрд
с приростом более 15 % в год
1
.
Исламские банки отличаются от традиционных западных рядом призна-
ков, среди которых отсутствие ростовщического процента-
риба
— главный.
При работе исламские банки используют специфические банковские инстру-
менты (мушарака, мудараба, мурабаха, иджара, истисна, кард хасан, вадиа
1
Судин Харон
и др. Исламская финансовая и банковская система: Философия,
принципы и практика. Казань, «Линова-Медиа», 2012. С. 50.
Школа молодого востоковеда — 2015
511
1...,503,504,505,506,507,508,509,510,511,512 514,515,516,517,518,519,520,521,522,523,...562
Powered by FlippingBook