Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 97

Источниковедение и историография Афганистана и Ирана
95
власти в Азербайджанской Советской Республике посвящена монография
историка А. Мурадовой.
Появились работы историков, посвященные развитию женского движения
в различных регионах Азербайджана. В монографии С. Аббасовой иссле-
дуется развития женского движения в Нахчыване. Значительный интерес
представляют исследования ученых, затрагивающие отдельные аспекты
женского вопроса. Среди них особого внимания заслуживают монографии
С. Сулеймановой и Х. Мамедова об общественно-политическом и нацио-
нальном движении в Азербайджане, где рассматривается участие женщин
в этом движении. Появление в последние годы новых исследований гендер-
ного аспекта истории Азербайджана является показателем роста научного
интереса к данной теме.
Асадуллаева Н. Ф. (НАНА, Баку)
Творчество Гусейна Джавида в источниках 1920–1930-х годов
Азербайджанская литература ХХ века отличается разнообразием тем,
идей и жанров как в реалистическом, так и в романтическом направлениях,
формируется как традиция, обогащенная новыми и оригинальными осо-
бенностями.
Критики, писавшие отзывы на произведения великого деятеля азер­
байджанского романтизма Гусейна Джавида (1882–1941) при его жизни, в отли-
чие от последующих исследователей его творчества, оценивали произведения
поэта и характерные особенности отдельных его образов не с точки зрения
исследования принципов романтизма, а с точки зрения личности самого поэта,
его субъективной позиции.
Общей идеей многочисленных претензий, предъявляемых к произве-
дениям Г. Джавида в литературной критике 1920–1930-х годов, была связь
поэта с романтизмом. По мнению критиков этого периода, романтизм был не
в состоянии правильно отразить современный революционный этап развития
общества.
Характерна дискуссия о произведении Г. Джавида «Шейх Санан». И при
жизни поэта, и в последующий период о нем было написано много противоре-
чивых отзывов. Одни критики видели в этом произведении элементы атеизма,
другие говорили о наличии в нем религиозной пропаганды. В одной из книг,
изданных в 1930-х годах, «бойцовский характер» Шейха Санана связывался
с его исламскими идеями
1
. Если в 1930-х годах Шейх Санан оценивался как
поборник ислама, то в 1960–1970-х годах стал уже атеистом.
1
Джахангиров И.
Азербайджанский театр Бадаи им. Буньятзаде. Баку, Азернешр,
1930. с.168.
1...,87,88,89,90,91,92,93,94,95,96 98,99,100,101,102,103,104,105,106,107,...562
Powered by FlippingBook