Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

132 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 Секция II значавшейся в подарок российскому императору, очевидно, не было продикто- вано случайным выбором, в то же время программа декора этого необычного переплета представляет собой весьма нестандартное художественное решение. Васильцов К. С. (МАЭ РАН, Санкт-Петербург) Мухаммад Бакир ал-Маджлиси (ум. 1110/1699) и его сочинения в жанре ихтийарат В ранних мусульманских источниках термины ‘илм ан-нуджум и  ‘илм ал-фалак обозначали одновременно и астрологию, и астрономию. Более позд- няя средневековая традиция проводит четкое различие между «наукой о звез- дах» ( ‘илм ан-нуджум ), «наукой о небесных сферах» ( ‘илм ал-фалак ), которые служили обозначением для астрологии, и «наукой о структуре [вселенной]» ( ‘илм ал-хай’а ), обозначавшей астрономию (или в некоторых случаях космогра- фию). Астрономический термин кавкаб (мн. ч. кавакиб ), который обыкновенно употреблялся в значении «звезда», и слово с аналогичным значением наджм (мн. ч. нуджум ) стали общеупотребительными в астрологических сочинениях ( ‘илм ахкам ан-нуджум , сина‘ат ан-нуджум , танджим ). Термин мунаджжим относился в равной степени как к астрологу, так и к астроному, и функции того и другого были весьма близки. Часто астролог пользовался научными методами для наблюдения за звездами, что подтверждается словами Джабира б. Хайй- ана: «Астролог должен быть математиком ( рийади ); ему необходимо обладать искусством в астрономии ( ал-хай’а ), которая является частью астрологии или науки о звездах ( ‘илм ан-нуджум )». Несмотря на то, что на протяжении всего средневекового периода практиче- ское применение астрологии являлось предметом дискуссий и полемики среди мусульманских богословов и ученых (к их числу относятся, например, ал-Би- руни, Ибн Халдун и др.), заявлявших, что она противоречит ряду основных положений ислама—представлениям о пророках ( наби ) и пророческой миссии ( нубувват ), о всемогуществе и всеведении Бога и т. д., астрология активно практиковалась в Иране, как и в других землях дар ал-ислам . Очевидно, именно благодаря иранскому влиянию «наука» ‘илм ан-нуджум приобрела авторитет и самостоятельное значение в качестве специальной дисциплины в системе средневекового мусульманского знания и стала популярной среди представи- телей правящего класса: «Стремясь во всем походить на Сасанидских правите- лей, ‘аббасидские халифы (в особенности ар-Рашид и ал-Ма’мун), учителями и наставниками которых большею частью были персы, воспринимали обычаи, мало соответствующие духу арабов и религии Ислама» . Составление гемерологий ( ихтийарат ) получает широкое распространение при дворе ‘Аббасидов: определение времени для совершения того или иного

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=