Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 155 Источниковедение и историография Афганистана и Ирана Третьей причиной были обвинения в измене местного населения со сто- роны администрации. Последнюю Русско-турецкую войну, которая стала трагической, согласно сообщениям и донесениям военных и чиновников, абхазы воспринимали по-разному. С одной стороны, в исторической литературе говорится о негативном отношении абхазов к Российской империи, чиновни- кам и русским, поселявшимся весь XIX в. на опустевших землях. С другой стороны: «В Сухуме туземная молодежь абхазов воспламенилась желанием ехать волонтерами в Сербию и принялась приглашать желающих» 1 . Более того, в Сухуме для пользы империи собрали около 900 р. Если настроения были неоднородными, то почему же 2/3 населения высе- лилась в Турцию? Возможно, это было связано с военным командованием, оставившим население лицом к лицу с турецким десантом, который к тому же состоял из абхазов- мухаджиров , выселившихся ранее. Четвертая причина — религиозная. Судя по противоречивым данным XIX в., среди абхазского населения встречались и христиане, и мусульмане; и, как говорилось в одной статье: «В связи с этим напрашивается вопрос, почему абхазцы не оказали должного сопротивления высадившимся в их страну туркам? Будь Абхазия магометанская, еще было бы понятно пове- дение ее населения, но в Абхазии магометанский элемент весьма слаб (ок. 30% являются мусульманами; вдобавок абхазы плохие мусульмане). Далее абхазы не имеют ничего общего с турками. Турки не пользовались в Абхазии особенною симпатией» 2 . Пятая причина — взаимоотношения сословий: крестьяне и дворяне были связаны аталычеством, а кроме того, знать обязывалась защищать своих крестьян, а они, взамен, выполняли повинности в течение года, то есть знать выступала в качестве патрона. Несмотря на то, что большая часть крестьян Абхазии являлись лично свободными, они выселились вместе с недовольными российским владычеством дворянами-патронами. Ибрагимова З. Б. (ИИАЭ ДНЦ РАН, Махачкала) Богословская полемика советского периода в Дагестане как продолжение исламского дискурса начала ХХ в. 3 Арабографические сочинения дагестанских авторов советского периода представляют собой особый интерес, являясь важными источниками по изу- 1 РО ГПБ. Ф. 73 — Бильбасова В. А. и Краевского А. А. Д. 844. Л. 14/7. 2 По поводу последних событий в Абхазии // Газета «Тифлисский вестник». Тифлис, 1877. 9 сентября, № 195. 3 Исследование проведено при поддержке гранта РГНФ № 15–01–00389.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=