Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

190 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 Секция IV изделие дуедызлык представлялось как один из видов асмалыка . В некоторых местностях вместо дуедызлыка использовались кисти-помпоны —  готазы, прикреплявшиеся плетеными цветными веревками —  ала йуп. При выдаче девушек замуж все свадебное приданое собиралось в особый тюк —  гарчын чувал . В приданое входили: дуебашлык, ковер, кошма, палас ойдуме, две пары чехольных тюков —  дашлык чувал , по одной паре красных тюков —  гызыл чувал и  гарчын чувал и иная домашнюю утварь. Помимо этого девушки забирали с собой сотканный ими собственноручно венчальный ковер— ника душер . Согласно примете, невеста, прибывшая в дом жениха без подобного ковра, могла стать несчастливой в браке —  ника душмез . По этой причине ни одна туркменская семья не выдавала замуж своих дочерей без этой разновидности ковра. В приданое невестки обязательно входила ковровая сумочка с зеркальцем и расческой —  эльбукджа . Зеркальце это азывалось «зеркалом счастья». По прибытии невесты в дом девушки старались первым делом раскрыть эту сумочку. Считалось, что девушка, первой увидевшая в этом зеркале свое отра- жение, становится счастливой. Сумочка эта бережно хранилась на протяжении всей жизни. Даже после смерти женщины она, вместе с другими вещами, оставалась с ней после погребения. Ковер, играя важную роль в жизни туркмен, является не только неотъем- лемой частью духовной культуры народа, но и незаменим в быту и каждо- дневной практике туркменской семьи, он является самым близким спутником туркменской семьи. Почекаев Р. Ю. (НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург) Политика Российской империи в Бухарском эмирате глазами местных авторов второй половины XIX — начала XX вв. Сочинения бухарских авторов второй половины XIX — начала ХХ вв. содержат ценные сведения о политике Российской империи в их госу- дарствах. Прежде всего эта информация представляет интерес с точки зрения отношения местного населения к действиям российских властей. Анализ этих материалов позволяет сформировать достаточно целостное и объективное представление об этом отношении, поскольку авторы сочи- нений имеют разное социальное происхождение и принадлежат к самым разным слоям среднеазиатского общества: среди них есть и высокопостав- ленные сановники, отражающие официальную идеологию ханств (Мирза Салимбек, Мухаммад-Шариф-и Садр-и Зийа), и просветители, нередко критикующие своих монархов (Абдал-Азим Сами, Ахмад Дониш, Абдур- Рауф Фитрат, Садриддин Айни).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=