Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 199 Источниковедение и историография Центральной Азии режья Верхнего Енисея (у г. Саяногорск) [Е 25; Е 104], с которыми надпись сближают некоторые графические особенности (тип словоразделителя). Мемо- риант носит должность totoq , т. е. ‘наместник’ . В. В. Понарядов относит две последние надписи [Е 48; Е 147] к одному диалекту, но нужно отметить различие в написании töl(ä) ś ~ töl(ä) s . Данная лек- сема, расположенная в начале имени меморианта в первом случае, сочетаясь с эпитетом, является составной частью титула во втором, сочетаясь с названием должности — указывает на назначение меморианта. В целом косвенная датировка некоторых енисейских рунических надписей позволяет говорить о формировании родоплеменной единицы tölä ś  ~ tölä s (диал. * tölüš > * tülüš ) в Центральной Туве не ранее середины IX в. Умурзаков Б. С. (Институт востоковедения АН РУз, Ташкент) Фахр ад-Дин Али Сафи Херави и его научное и литературное наследие Литератор и проповедник, известный суфий тариката Накшбандиййа, Али Сафи, который жил и творил в XV столетии, является выдающейся личностью своего времени. В своих сочинениях он именует себя как «Фахр ад-Дин Али ибн Хусейн ал-Ваиз ал-Кашифи, известный под именем «ас-Сафи» 1 . Али Сафи был сыном крупного представителя научной и литературной школы Герата Мавлана Камал ад-Дина Хусейна ал-Ваиза ал-Кашифи 2 , ученика выдающегося ученого и поэта Мевлана Нур ад-Дина Абд ар-Рахмана Джами. Он родился в Себзеваре в 867/1463 г., однако вырос и получил образование в Герате. Одним из его наставников был брат его матери Джами. После смерти отца он занял его место в качестве главного проповедника Герата. Автор сочинения «Хабиб ас-сийар фи ахбар афрад ал-башар» («Друг жизнеописаний в известиях об отдельных людях») Мавлана Хандамир пишет следующее: «В 929 году хиджры (1522 г. — У. Б. ) сын Мавлана Камал ад-Дина Хусейни достойный Мавлана Фахр ад-Дин Али занял место своего отца. Каждую пят- ницу по утрам в самом благословенном месте Герата — Большой мечети он выступал с наставлениями перед правоверными, наводя их на путь истинный. Его речи были столь красивы и приятны, что радовали сердца людей». Это свидельствует о той значительной роли, которую играл Сафи в духовно-ре- лигозной жизни Герата. 1 Фахр ад-Дин Али Сафи . (Рашахат айн ал-хайат). Рук. ИВ АН РУз. Инв. № 33, № 10147. Усманов О. Р. Ахлаки Мухсини Ваиза Кашифи. Введение в изу- чение памятника XV в. Перевод. Историко-филологический комментарий: Автореф. дис… канд. филол. наук. Ташкент, 1984. Л-1б. 2 Усманов О. Р . Ук. cоч. С. 17.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=