Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

202 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 Секция IV Несмотря на многочисленные изменения в структуре и названиях этих госучреждений, основные функции остались теми же: охрана исторических памятников, памятников искусства и природы, а также ведение музейного дела в Узбекистане. В заключение следует отметить, что в 20–90 годах ХХ века госучреждени- ями, такими как, Цуардел, Туркомстарис, Средазкомстарис и Узкомстарис был осуществлен целый ряд значимых работ по регистрации, изучению, охране и восстановлению исторических памятников Узбекистана. В частности, по инициативе специалистов этих госучреждений были созданы ценные архивные документы, в том числе фотоальбомы архитектурных памятников исторических городов Узбекистана. Блогодаря усилиям специалистов этих госучреждений коллекция архивных документов была передана в ЦГАРУз и в настоящее время хранится в фондах данного архива. Шорохов В. А. (Институт истории, СПбГУ, Санкт-Петербург) «Арийский миф» и его роль в конструировании идентичности населения Таджикистана История бытования арийского мифа в современном Таджикистане восходит к XIX столетию, когда представления о «прародине» индоевропейских народов экстраполируются на ЦентральнуюАзию представителями европейской и рус- ской академической науки, а вслед за ними и офицерами, администраторами, исследователями империи, такими, как, например, А. А. Семенов. В советское время несколько сглаженная форма этого комплекса представлений легла в основу оправдания создания и существования самостоятельной Таджик- ской ССР. Одним из наиболее влиятельных протагонистов «арийского мифа» стал научный и политический деятель советского Таджикистана Б. Гафуров. Значительный вклад в его развитие внесли археологи, которые на протяжении большей части советской эпохи интерпретировали следы материальной куль- туры эпохи бронзы и раннего железа как принадлежащие «индоиранским»/ иранским народам. В постсоветский период в условиях политики «возрождения» идентич- ности значительная часть интеллигенции педалировала «арийское прошлое» таджиков в противовес исламскому самосознанию. Сегодня официальная исто- риография РТ (в частности, историческая концепция, отраженная в работах Э. Рахмона) пытается объединить представления об автохтонности таджиков и их связи с «арийской цивилизацией» и идею ведущей роли средневековой персоязычной интеллектуальной элиты Центральной Азии в распространении и адаптации в нем ислама.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=