Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 207 Источниковедение и историография  Древнего Востока многочисленные военные крепости, возводившиеся на границах государства и около крупных городов, при этом материальное снабжение наемников в условиях снижения урожайности и сокращения территории государства ста- новилось все более затруднительным для администрации. Предположительно именно восстание наемников и военных поселенцев, приведшее к гражданской войне, способствовало вторжению врагов извне, разрушению города Вавилона и падению 1‑ой вавилонской династии. Корниенко Т. В. (ВГПУ, Воронеж) Концепция революций В. Г. Чайлда и два этапа в становлении традиции храмового строительства на территории Месопотамии В докладе рассматриваются взгляды В. Г. Чайлда на развитие ранних этапов истории ближневосточного региона, а также источниковедческие и историо- графические аспекты археологических исследований древнейшей храмовой архитектуры Месопотамии. Истоки ее формирования фиксируются на этапе перехода населения к неолитическому образу жизни свидетельствами Север- ного Двуречья, входившего в зону Плодородного полумесяца. По материалам Халлан Чеми, Джерф эль-Ахмара, Гебёкли Тепе, Чайоню Тепеси, Невали Чори и ряда других памятников выделяются характерные особенности строительства культовых сооружений общественного назначения в данный период. В планировке, структуре, семантике первых «храмов» отмечается их тесная связь с древнейшими жилищами эпипалеолита и докерамического неолита А 1 . Интересно, что с распространением сельскохозяйственных практик на общирных территориях раннеземледельческих культур —Умм Дабагия-Телль Сотто, хассунской, самаррской и халафской (эпоха развитого неолита — пере- ход к энеолиту) — традиция храмового строительства на территории Месопо- тамии на время прерывается, а возобновляется только в предгосударственную эпоху Убейд, достигая расцвета в урукский и раннединастические периоды 2 . Археологические свидетельства Эреду, Урука, Тепе Гавры и некоторых других древнемесопотамских центров документируют тот факт, что к концу периода Убейд на севере и на юге Месопотамии впервые формируется единый тип культового строительства, где закрепляются определенные характеристики, 1 Kornienko T. V. Notes on the Cult Buildings of Northern Mesopotamia in the Aceramic Neolithic Period // Journal of Near Eastern Studies. 2009. Vol. 68/2. P. 81–102. 2 Корниенко Т. В. Первые храмыМесопотамии. Формирование традиции культового строительства на территории Месопотамии в дописьменную эпоху. СПб: Алетейя, 2006. 312 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=