Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 213 Источниковедение и историография  Древнего Востока позволяет пересмотреть историю конца XIX династии. Очевидно, что все три ее последних фараона — Сети II, Аменмессу и Сиптах, были сыновьями Мернептаха и сводными братьями. Помощь же, оказанная Баи Сиптаху при его воцарении, объясняется шаткими легитимными правами юного фараона вследствие его происхождения от матери-азиатки. Чехович Н. О. (ИВР РАН, Санкт-Петербург) Передача полномочий в хозяйстве храма Эанна (Урук) и окрестных храмов. Южная Вавилония, VI в. до н. э. Благодаря публикациям и исследованиям двух последних десятилетий ( P.-A. Beaulieu, G. van Driel, M. Jursa, Kr.Kleber, M. Stolper, S. Zawadzki и др.) стала яснее картина хозяйственной жизни храмов юга Месопотамии в VI в. до н. э., в первую очередь богатейшего храма Эанна (Урук, южный Ирак) и его округи, где находились тесно связанные с Эанной меньшие храмы. Документация этих святилищ, многие из которыхдо сих пор не освоены архе- ологически частично стекалась в главный архив Эанны. Таким образом, нам стало известно о храме богини-врачевательницы Гулы, о святилище до сих пор недостаточно изученного божества Бел-ша-нацру(?), о других небольших храмах округи или сферы влияния Эанны. В данном сообщении делается попытка показать, как работали связи между главным храмом и его сателлитами. Между администраторами святилищ велась переписка, и в течение всего VI века до н.э. и позже здесь поддерживалась клинописная традиция письма на глине, хотя в составе администрации имелись уже писцы сепиру , писавшие по-арамейски на кожаных свитках, от которых по условиям природы южного Двуречья ничего не сохранилось. Помимо сельскохозяйственных работ и производства шерсти храм должен был участвовать в общегосударственных работах (строительство дворцов, ремонт ирригационных сооружений), а также должен был поставлять стрелков из лука в царское войско. Это отвлекало от работ внутри храмового хозяйства большие группы людей. Храм снабжал их на первых порах провизией и сна- ряжением. Все это требовало посылки курьеров, переписки, учета. Самым трудным для понимания материалом являются письма: содержание их понятно собеседникам, но часто не вполне ясно нам; даты в письмах, как правило, отсут- ствуют, как и отчества персонажей, а при нередком повторении имен в одной семье (от деда к внуку) датировка вызывает затруднения. Гораздо четче велась документация не эпистолярного характера. М. А. Дандамаев первым свел воедино материалы отчетности, дошедшие из Урука после 2-го года правления Дария I, когда практически перестал пополняться чрезвычайно богатый старый архив храма. Продолжительное

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=