Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 221 В действительности, его произведения, в которых показано недовольство окружающей реальностью — притеснения со стороны общества, правитель- ства, церкви — явились толчком для революционного взрыва… Они не были руководством к революции, но вдохновляли на революцию, — подытоживает Саляма Муса. Аникеева Т. А. (ИВ РАН, Москва) Сказание о Бейреке в турецком фольклоре и литературе «Рассказ о Бамси-Бейреке, сыне Кан-Буры» является в хронологическом отношении наиболее ранним, сохранившим в себе следы архаической бога- тырской сказки, сказанием в составе турецкого книжного эпоса «Китаб-и дедем Коркут». Вплоть до недавнего времени некоторые сказания, относящиеся к «Книге моего деда Коркута», продолжали бытовать на территории современной Турции и Закавказья. К ним относится, прежде всего, и сказание о Бейреке. Оно, будучи одной из самых древних частей «Китаб-и дедем Коркут», в то же время генетически связано с узбекским эпосом «Алпамыш» — данный сюжет известен во многих версиях и относится к числу наиболее распространенных среди тюркских народов. Что касается его бытования в турецкой традиции, то известно о нескольких версиях этого сказания; исследователи сообщают, по крайней мере, о 12 устно бытовавших вариантах, часть которых была записана еще в первой половине XX в. Сказание о Бейреке продолжало свое дальнейшее бытование в рамках совершенно иного, гораздо более позднего жанра турецкой традиционной словесности — жанра турецкой народной повести, в той его разновидности, которую называют «героической» ( kahramanlık ) повестью. Таким образом, «Китаб-и дедем Коркут» в сюжетном отношении тесно связан с другими жанрами турецкого фольклора и литературы, получившими гораздо более позднее развитие и просуществовавшими вплоть до недавнего времени; вопрос же о прямой преемственности книжного эпоса и жанра народной повести в турецком фольклоре требует отдельного исследования. Антоненко Д. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Особенности авторского стиля  Сурьякантя Трипатхи Ниралы Чхаявад—поэтическое направление литературы хинди первой трети ХХ в., представители которого, в том числе и основатели —С. Пант, Дж. Ш. Прасад, Литература стран Азии и Африки

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=