Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

228 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 чудеса в романтической «Сказке о Царе Салтане». Если пушкинская сказка возникла из шутовской переделки серьезной темы, то сказание Алаола, заме- шанное на разного рода мифологических реминисценциях, напротив, носит программный и вполне серьезный характер. Для поэта-суфия Алаола акт чуда ― не просто один из художественных приемов, имеющий целью про- демонстрировать сложности «пути любви», но и способ утвердить мысль об иллюзорности мира вещного и реальности мира вышнего. Букатая А. М. (Белорусский ГУ, Минск) Национальная специфика оппозиции «свой — чужой» в современной китайской прозе Идентификация оппозиции «свой—чужой» как проявления национального самосознания исключительно важна в русле исследований национальной спец- ифики китайской литературы. Генезис данной дихотомии воплощается в про- цессе сложного преобразования от «мы — варвары» к «китаец — некитаец». Более того, даже в рамках современной китайской литературы очевидны колебания и существенные изменения в осознании собственного места и роли в мировой культурной парадигме. Необходимость в выработке новой культурно-идеологической основы возникает вслед за падением династии Цин и образованием Китайской республики. На данном историческом этапе произошли изменения уже сформированного ранее китайского характера и «начался процесс формирования новой «китайскости». XX в. стал временем поисков ее. <…> эти поиски стали насущной проблемой сегодняшнего Китая» 1 . В связи с Движением «4 мая» популярным оказался антитрадиционалист- ский подход к решению этого вопроса. Движение за новую культуру включало в первую очередь Литературную революцию, которая официально ведет отсчет со статьи Ху Ши «Наброски относительно реформы литературы» 1917 г. Рас- сказ «Дневник сумасшедшего» (1918) и повесть «Подлинная история А-кью» (1921–1922) Лу Сюня ознаменовали рождение современной китайской литера- туры и продемонстрировали озабоченность духовным и душевным состоянием китайца, выявили проблемы китайского национального характера и вновь затронули вопросы национального самосознания. Особенно острую нужду в возрождении национального величия китай- ская общественность испытала после «десятилетия бедствий» культурной революции. Это отразилось в том, что в Новейшей китайской литературе пристальное внимание стало уделяться изучению самой сущности «китайской 1 Корнилов М. Н. Сиба Есинобу: существует ли «chineseness»? «Китайский характер» в исторической перспективе // Социальные и гуманитарные науки. Зарубежная лите- ратура. Сер. 10, Китаеведение. М.: ИНИОН РАН, 2001. № 1. С. 79. Секция VI

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=