Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

234 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 «словно у фарфоровой вазы в отцовской лавке, куда тот припрятывал лекарство от горла» и такая прозрачная, что под ней «просвечивали сосуды» — оттенок кожи привлекает больше внимания, нежели отсутствие глаза. Таким образом, через восприятие девочки-подростка автор акцентирует элементы «чуждого» не только в описании людей, но и в пейзаже, и интерьере. С помощью территориальной передислокации Чжан Лин помещает героиню в такие обстоятельства, которые форсируют трансформации в ее характере и самосознании. «А-си идет в школу» является историей не об эмигрантах в Канаде, а о Китае конца династии Цин и процессе эволюции национального самосознания (в т. ч. женского) в указанный период. Во многих произведениях современной китайской прозы данные идентифи- кационные изменения наблюдаются не только в оппозиции «свой — чужой», «здесь—там», но и в дихотомии «настоящее—прошлое» через призму истори- ческой судьбыКитая. Например, «Устал рождаться и умирать», «Большая грудь, широкий зад», «Перемены» Мо Яня, «Жить», «Десять слов о Китае» Юй Хуа, «Золотая гора», «Схватки» Чжан Лин, «Дикие лебеди: три дочери Китая» Юн Чжан, «Воспоминания императрицы» Анчи Мин. Все перечисленные про- изведения в разной степени сочетают черты летописания и воспоминаний, автобиографической хроники, в целом, не присущей китайской литератур- ной традиции. В настоящее время наследие прошлого переосмысливается, и современная китайская литература не только ярко демонстрирует проявление национального самосознания, но и способствует преобразованию и домысли- ванию национального мифа. В китайской литературе, как и в культуре в целом, продолжается поиск оптимального сочетания проявлений индивидуального и общественного, национального и общечеловеческого. Грунина Н. С. (ИМЛИ РАН, Москва) Мотив чудесного рождения героя из ствола бамбука в малайской классической литературе и мифологии народов Нусантары Описание сверхъестественного происхождения героя из растений, в осо- бенности бамбука, — типичная особенность как устной, так и письменной малайской традиции 1 . В обширном регионе Нусантары малайская литература играла роль не только литературы-посредницы с внешним, по преимуществу мусульманским, миром, но и выступала в качестве областной литературы, пита- ющейся местными фольклорными традициями. Несмотря на ярко выраженную мусульманскую окраску произведений классического периода как в жанре 1 Парникель Б. Б . Введение в литературную историю Нусантары IX–XIX вв. М., 1980. Секция VI

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=