Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

238 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 Козинцев М. А. (ИВР РАН, Санкт-Петербург) Творческое наследие Пеями Сафа: турецкие и отечественные исследования В ряду писателей и поэтов, оставивших наиболее заметный след в истории турецкой литературы первой половины ХХ века, видное место принадлежит Пеями Сафа (1899–1961). Его творческое наследие обширно и разнообразно. Выбор писателем нетипичных для тогдашней художественной традиции тем и их проработка были часто настолько детальны и обстоятельны, что оказали прямое влияние на литературный процесс в стране в целом. Своим творчеством писатель не только значительно обогатил турецкую литературу, он также не стоял в стороне от активных философских поисков, участвовал в подготовке и проведении реформы алфавита, реформировании языка, за что также снискал почет среди современников и потомков на родине, где он признан классиком литературы и считается видным мыслителем. Подтверждением тому служат, в том числе, сборник статей, подготовленный сотрудниками Университета им. Дж. Баяра вМанисе 1 и выпускжурнала «Эрдем» 2 , полностьюпосвященный писа- телю. Оба издания вышли в 2012 г. и приурочены к 50-й годовщине его смерти. Наиболее полно и подробно творчество Пеями Сафа изучено в Турции, причем в работах последних лет отмечается большое тематическое разнообразие и ряд интересных подходов. Объектами исследования выступает множество произведений. Но поскольку наиболее известен данный автор как романист, романам уделяется наибольшее внимание. Гораздо меньше исследованы рассказыПеямиСафа, хотя и их турецкие литературоведы (О. Ышыкай, А. Эрсой, Э. Багджи) также не оставляют без внимания. Кроме того, существуют исследо- вания, которые посвящены не только непосредственно художественному насле- дию Пеями Сафа, но и работы, содержащие обзоры того, какое место отведено данному писателю в истории турецкого романа 3 . Таким образом, в современной Турции творческое наследие Пеями Сафа является объектом подробного анализа во многочисленных и разносторонних исследованиях и критических статьях. Что касается отечественного литературоведения, то в нем сложилась прямо противоположная ситуация, когда в течение всего советского периода творче- ство Пеями Сафа не только не изучалось, но и осуждалось по идеологическим соображениям 4 . В современной России отношение к нему изменилось лишь 1 Vefâtının 50. Yılında Peyami Safa Kitabı / Editörler: S. Altıntop, R. Bağcı, C. Şen. Manisa, 2012. 149 s. 2 Erdem: Atatürk Kültür Merkezi Dergisi. Ankara, 2012, sayı 62. vii + 326 s. 3 Yetiş, Kâzım . Peyami Safaʼnın Türk Romancılığındaki Yeri // Erdem: Atatürk Kültür Merkezi Dergisi. Ankara, 2012, sayı 62. S. 289–297. 4 Магазаник Д., Михайлов М . Пеями // Литературная энциклопедия: В 11 т. Т. 8. М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во «Сов. Энцикл.», 1934. Стб. 628–629. Секция VI

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=