Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 245 Фаик, Назым Хикмет. В этом же ряду и Орхан Памук, Севги Сойсал, Латифе Текин. 2. Произведения и авторы, почитаемые массовым читателем: И. О. Анар, З. Ливанели, Э. Шафак, А. Умит, отчасти, О. Памук. Это авторы широко попу- лярны, коммерчески успешны и позволяют себе некоторую независимость суждений. 3. Из турецких авторов чаще всего культовыми называют такие имена: Сабахаттин Али, О. Атай, Ю. Атылган, Орхан Вели, Б. Карасу, Я. Кемаль, П. Сафа, А. Х. Танпынар, К. Тахир, Ведат Тюркалы, С. Фаик, Назым Хикмет 1 . Но в этих списках находится место и таким классикам как: Х. Р. Гюрпынар, Якуб Кадри, Р. Х. Карай, Х. З. Ушаклыгиль, Халиде Эдип и др. Есть место и таким именам как: Эвлия Челеби, Шейх Галип, Ахмет Митхат. Эти перечни имен отнюдь не полные, поскольку в процессе отбора, чтения и адаптации практически любой автор и текст могут стать культовыми. В отсутствии четких критериев, в постмодернистской парадигме равнопра- вия оценок, мы получаем бесконечный открытый список имен и произведений. Не случайно, в Турции эти списки часто идут под заголовками «Лучшее на турецком», «Прочесть обязательно», «Прочти пока не умер» и т. п. Очевидно, на отбор оказывает давление классический, «школьный» канон, т. с. «культовость для всех», но представляется, что дело не только в этом. Если обратиться к биографиям большинства названных авторов, легко обнаружить, что их жизненный путь, будучи особым образом организован в биографическую историю, полностью или частично укладывается в набор архетипов: трудное детство, конфликты с окружением и властью, непонимание и трудный поиск себя и т. д. Особо подчеркиваются архетипы телесности: тяжелая болезнь, «одиночество в толпе», ссылки и тюрьмы, некоторая экс- травагантность поведения, угрозы смерти, ранняя, трагическая кончина и т. д. в разных вариациях. Речь не идет об обвинении в фикционализации фигуры конкретного автора, но исключительно о культосозидательной стратегии, когда автор сам или по воле почитателей становится метаперсонажем текстов, включая и житийно-биографические. Посохова Е. В. (КФУ, Симферополь) Автоинтертекстуальность в романистике Орхана Памука Мир романов Орхана Памука представляет собой сложную художествен- ную систему, складывающуюся в процессе непрерывных творческих поисков и литературных экспериментов автора. Безусловно, многочисленные межтек- стовые взаимодействия в пределах корпуса его произведений — результат 1 http://www.bursadakultur.org/turkedebeniyi7.htm. Литература стран Азии и Африки

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=