Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

324 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 VIII. Круглый стол Современный этап казанского востоковедения характеризуется возрожде- нием преподавания восточных языков в общеобразовательных учебных заведе- ниях и вузах; образованием факультета татарской филологии, истории и восточ- ных языков; воссозданием Института востоковедения (2000 г.) и образованием Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ (2013), активизацией деятельности традиционных мусульманских высших учебных заведений в Казани, расширением научных и культурных(духовных) контактов со странами зарубежного Востока, переориентацией исследований в изучении истории и современности стран Востока, углублением востоковедной подго- товки молодых специалистов и в целом обогащением традиций классического отечественного востоковедения. С рубежа нового века осуществляются комплексные научно-организаци- онные, институциональные, методические и образовательные мероприятия по интенсивному возрождению классического и современного университетского востоковедения в Татарстане. Валеев Рафаэль М. (КГИК, Казань), Валеев Рамиль М. (ИМОИВ, ИТЭР, Казань), Дьяков Н. Н. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Вклад немецких ученых-ориенталистов в отечественные арабо-мусульманские исследования: Санкт-Петербург — Казань (XVIII–XIX вв.) 1 В начале ХVII в. официальные мероприятия эпохи Петра I — активиза- ция восточной политики, правительственные указы о преподавании восточных языков и приглашении европейских специалистов и ученых, основания Кун- сткамеры (1714) и Академии наук (1725), уникальные академические путе- шествия в Поволжье, Сибирь и Кавказ (30–70-е гг. ХVIII в.) и в целом эпоха евразийской России (соприкосновение границ со странами «Русского Востока» и зарубежного Востока, российско-азиатские военно-политические, диплома- тические и культурные отношения) стали внутренними и внешними факторами формирования особой отрасли знаний по изучению Востока в России. В ХIХ— начале ХХ вв. выделяются наиболее переломные этапы и рубежи социального и институционального развития ориенталистики и ориентализма в России и вклада отечественных и европейских (немецких, французских и др.) ученых и преподавателей. Особое место в истории российского и европейского востоковедения, в истории и культуре народов России занимают ключевые центры востоковеде- 1 Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 17–11–16002.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=