Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 337 Источниковедение и историография  ислама в России региональном срезе. Данная проблематика привлекает внимание представите- лей разных дисциплин: политологов, филологов, социологов, специалистов по безопасности, и, разумеется, исламоведов. Стало практически общим местом изучать джихадизм как, безусловно, глобальное явление, называя его, напри- мер, салафитским или фундаменталистским, который лишь имеет некоторые региональные особенности. На примере Северного Кавказа аналогичным образом принято изучать и идеологию постсоветского джихадизма, описывая его как часть глобальной исламистской или джихадистской идеологии. В своем докладе я предлагаю рассмотреть корни джихадистской идеологии на Северном Кавказе в кон- тексте тех идейных трендов, которые были характерны для постсоветского интеллектуального поля. Красовицкая Т. Ю. (ИРИ РАН; РГГУ, Москва) Новые документы по дискуссии православных миссионеров с исламскими модернистами в 1880–1890 годы В отличие от индифферентности мусульман, отношение христиан к исламу всегда было эмоциональным и духовно непримиримым. Ислам нарушал стройность представлений о божественном плане истории, был своеобраз- ным религиозно-историческим вызовом. Рос интерес мусульманских элит к русской культуре, к современным естественнонаучным знаниям. В этом ракурсе модерность выглядела многообещающе, предоставляя возможность переопределять себя как участников современной жизни. В 1872 г. профессор противомусульманского отделения Казанской духовной академии Е. А. Малов предложил обосновать приоритетность христианской религии. Готовилось наступление на ислам, создавались механизмы и каналы влияния. С 1873 г. в Казани начал выходить Миссионерский противомусульманский сборник. Организуя дискуссию, православные миссионеры рассчитывали на участие в ней исламской стороны. Выделена «целевая аудитория»: «мухаммеданские муллы и… более или менее ученые и образованные мухаммедане». Сами миссионеры считали пореформенный период «золотым веком» мис- сионерства в поликонфессиональных регионах империи. I выпуск Миссио- нерского сборника открылся работой программного характера Е. Виноградова «Метод миссионерской полемики против татар-мухамеддан». Была заявлена идейная атака на ислам. Это была и попытка оценить социокультурные ресурсы исламского социума и способности мусульман реализовать их в современных вызовах. Выделены наиболее важные темы. Утверждалось, что 1) ислам — не мировая религия, тем самым критиковалась возможность ее реализовывать на должном уровне

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=