Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 339 Источниковедение и историография  ислама в России Православные миссионеры оставались в русле традиционных подходов к исламу, исключавших установку на понимание веры другого . Несмотря на использование работ европейских востоковедов, миссионеры сохраняли уве- ренность в монополии своей конфессии на обладание абсолютной истиной. Разумеется, в религиозной сфере разработка процедур понимания инаковерия, иной религиозной традиции в терминах своей конфессии проблематична. В целом, следует отметить позитивную роль публикаций. В них проя- вились различные модернизаторские устремления, которые ставили целью выработать «жизненный императив будущей России». Не смотря на идеоло- гическую ограниченность авторов, в публикациях нашли отражение пред- ставления о полицентричной природе человеческой истории, существовании различных социокультурных форм, ментальных и психологических установок, конфессиональных ценностей. Маточкина А. И. (Философский ф-т СПбГУ, Санкт-Петербург) Образ мусульманского Востока в работах отечественных исследователей рубежа XIX–XX вв. Первые шаги по формированию научного подхода в изучении ислама и мусульманского мира относятся еще ко временам Петра I. В частности, в годы его правления начинается изучение восточных языков, в том числе арабского, персидского и турецкого, а также собирание памятников мате- риальной культуры и формирование востоковедческих книжных фондов. В правление Екатерины II интерес к Востоку становится еще более очевид- ным, и обуславливается, как и в правление Петра I, в первую очередь, внеш- неполитическими интересами. Царствование Екатерины II — это период активной внешней политики на мусульманском Востоке и одновременное признание ислама в качестве одной из традиционных религий Российской империи. В эпоху Екатерины II продолжается изучение турецкого, арабского, персидского, а также татарского языков, носящее уже не только прикладной, но и академический характер. В это время интерес российской читающей публики к мусульманскому Востоку удовлетворяют, главным образом, переводы работ западных исследователей, посвященных исламу. Однако не меньшее значение имеют периодические издания, в которых публикуются материалы о событиях в разных регионах мусульманского мира. Наряду с переводными изданиями и периодической печатью источником информации о Востоке становятся свидетельства подданных Российской империи, побывавших на Востоке — дипломатов, переводчиков, военных, паломников. На рубеже XIX–XX вв. изучение стран мусульманского Востока становится объек- том пристального внимания академического востоковедения, однако роль

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=