Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 341 Источниковедение и историография  ислама в России доклад посвящен анализу методологических подходов и концептуальных схем, сложившихся в западной науке, при рассмотрении феномена исламофо- бии; предпринята попытка их классификации. Стоит отметить, что в рамках данного исследования в первую очередь нас интересовали теоретические работы, где авторы предлагали различные модели осмысления исламофобии. В то время как работы, где термин «исламофобия» использовался как базо- вая предпосылка в реализации практического исследования или же понятие, не требующее дополнительного пояснения, не являлись предметом нашего рассмотрения. Нами было выделено несколько подходов. Во-первых, это понимание исламофобии как одной из форм расизма. Сущностной характеристикой исла- мофобии в данном случае, по мнению авторов придерживающихся данной версии, является наличие социетального раскола на основе принадлежности/ непринадлежности к мусульманской группе. Вторая группа исследователей предлагает наиболее расширительную трактовку, говоря о том, что исла- мофобия представляет собой специфическую идеологию. Об этом свиде- тельствует наличие уникальной символической системы, элементы которой транслируются в публичном пространстве носителями этой самой идеологии. В-третьих, под исламофобией следует понимать и модель легитимации соот- ветствующих правил и норм поведения, то есть набор конкретных механиз- мом, за счет которых достигается закрепление негативных стереотипов об исламе на уровне общественного сознания. Наконец, ряд авторов отрицает возможность использования термина «исламофобия» как такового, потому что само его употребление уже является воспроизведением исламофобской практики. Поднятая проблема представляется крайне актуальной ввиду того, что состояние научных исследований в этом случае, на наш взгляд, оказыва- ется напрямую связано с политикой преодоления исламофобии, в том числе и в российском общественном дискурсе. В рамках доклада предполагается более подробно охарактеризовать каждый из обозначенных выше подходов, привести примеры конкретных работ. Тихонова Н. Е. (Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону) Исмаил Гаспринский —  тюркофил с «протоевразийскими» взглядами Выдающийся крымско-татарский просветитель Исмаил Гаспринский (1851– 1914) еще при жизни получил титулы «дедушка тюркской нации» и «великий мастер», его авторитет в тюркском мире не оспорим. В этой связи особый инте- рес представляет анализ его подхода к вопросам единства тюркских народов

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=