Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 343 Источниковедение и историография  ислама в России как единой цивилизации, противопоставленной европейскому Западу и мон- голо-китайскому Востоку, сближает его идеи с классическим евразийством и позволяет отнести Исмаила Гаспринского к предтечам данного идейного течения, а его взгляды охарактеризовать как «протоевразийские». В трудах мыслителя обращает на себя внимание то, с какой любовью И. Гаспринский относился ко всему тюркскому, к культуре и религии своих соплеменников-мусульман, с какой энергией ратовал за создание единого тюркского языка и просвещение тюркских народов. Этот факт, дополняемый его приверженностью идее целостности российского государства, приводит к мысли ввести применительно к идеям И. Гаспринского понятие «тюркофиль- ство 1 с элементами протоевразийства». Хабибуллина З. Р. (Ин-т этнологических исследований, УНЦ РАН, Уфа) «Святые места» мусульман в материалах Национального исторического архива Республики Башкортостан (1947–1961 гг.) Материалы Национального исторического архива Республики Башкорто- стан представляют собой богатый ресурс по изучению ислама и мусульман- ского сообщества, как Башкортостана, так и в целом России. При изучении ислама в советский период особый интерес представляют материалы фонда Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Мини- стров СССР по БАССР (Р-4732). Данный фонд содержит комплекс источников, которые могут быть использованы при изучении государственной политики в отношении конфессий, законодательной базы государственно-конфессио- нальных отношений, религиозной ситуации в республиках СССР, активности верующих, их религиозных практик и др. Переписка Совета по делам рели- гиозных культов при Совете Министров СССР с уполномоченными, записи приемов верующих и духовенства, публичные документы Духовного управле- ния мусульман Европейской России и Сибири (ДУМЕС) дают представление о положении ислама в СССР, настроениях верующих и духовенства, содержат информацию о методах и результатах мероприятий, проводимых местными органами власти. В докладе на основе архивных документов (1947–1961 гг.) фонда Упол- номоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по БАССР с точки зрения государства, духовенства, верующих, 1 Введение термина «тюркофильство» в противовес «пантюркизму» представля- ется возможным, исходя из аналогии с существующим противопоставлением между понятиями «славянофильство» и «панславизм».

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=