Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

350 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 Абдулаева И. А. (Кизлярский филиал Даггосуниверситета, Кизляр) Исторические свидетельства об аталычестве в Дагестане Наиболее ранние из известных сведений об аталычестве в Дагестане в вос- точных источниках относятся к первой половине XIII в. и связаны с Дербент- ским ханством. Как сообщает арабский ученый Ибн Халдун (ум. в 1405 г.), около 1227 г. «Джемал-Эддин, Султан татарский, послал послов к государю Дербента, тогда малолетнему, и к его атабеку (опекуну) Аль-Асаду. Атабек явился к султану; который наградил его халатом и даш ему владения, так же как царю, его питомцу, с условием, что они отдадут ему Дербент» 1 . Звание «атабек» у сельджуков-огузов в Малой Азии академик В. А. Горд- левский разъясняет следующим образом: «Атабек» — воспитатель царевича, опекун его. Когда питомец возвышался, атабек приобретал большое влияние; это был первый советник, поверенное лицо султана, потому что это был прежде всего названый отец ( ата )» 2 . Академик В. В. Бартольд, характеризуя этот обычай в государстве Тимура, писал: «Когда ожидалось счастливое событие, родильницу вызывали ко двору и окружали всякими заботами, но тотчас после разрешения у нее отнимали ребенка и поручали его воспитание назначенным для этого лицам, тщательно следившим за его пищей, одеждой и всем необходимым; когда наступало время, 1 Цит. по: Козубский Е. И . История города Дербента. Темир-Хан-Шура, 1906. С. 47. 2 Гордлевский В. А. Избранные сочинения. Т. 1. М., 1960. С. 85. X. Круглый стол: «Горцы: традиции и современность» Round table discussion: “Mountain Societies: Traditions and Modernity”

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=