Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 357 тех деревень обязанными считаются свой живот и тело для их терять, ибо они себя с ними в свойстве счисляют, понеже одну грудь с ними сосали» 1 . Указывая на причины возникновения обычая искусственного породнения, в том числе и аталычества, в предклассовом и раннеклассовом обществе можно отметить, что искусственное родство служило одной из форм, «с помощью которой в разлагавшемся первобытном обществе стали воспол- нять уже недостаточные кровнородственные связи и устанавливать тесные отношения между желавшими породниться семьями» 2 , когда «предгосудар- ственная или государственная защита личности оставалась недостаточной, почему и возникала необходимость в установлении отношений искусственного родства» 3 . Можно сделать следующий вывод: аталычество укрепляло устои и связи феодального класса, одновременно расширяя их до рамок феодальных союзов тогда, когда аталыческие отношения устанавливались между семь- ями соседних народов. Обычай аталычества в XX в. сошел на нет и сейчас не существует. Бугаев А. М. (КНИИ РАН, Грозный) Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана как проект горской государственности Российские революции 1917 г. положили начало коренным изменениям в жизни горцев Северного Кавказа. После Февральской революции в мае 1917 г. по инициативе горской элиты был создан «Союз объединенных горцев Север- ного Кавказа и Дагестана». В первом разделе его «Политической Платформы и Программы…» отмечалось, что Союз объединяет «все горские племена Кавказа, а также ногайцев и туркменов…» 4 . При этом подчеркивалось, что Союз «имеет целью, в видах обеспечения мирного сожительства всех народов Кавказа и России, сплочение горцев Кавказа для защиты и упрочения завоеван- 1 Гербер И.-Г . Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря. 1728 г. // История, география и этнография Дагестана XVIII–XIX вв. М., 1958. С. 84. 2 Першиц А. И., Трайде Б. Воспитательство // Свод этнографических понятий и терминов // Социально-экономические отношения и соционормативная культура. М., 1986. С. 38–39. 3 Смирнова Я. С. Семья и семейный быт... С. 80; см. также: Гуревич А. Я . Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970. С. 79–80; Першиц А. И. Этногра- фия как источник реконструкции истории первобытного общества. М., 1979. С. 38; Кон И. С.  Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // СЭ. 1987. № 6. С. 28. 4 Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917–1918 гг.). Гор- ская Республика (1918–1920 гг.). (Документы и материалы). Махачкала,1994. С. 47 «Горцы: традиции и современность»

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=