Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

380 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 XI. Круглый стол предварительных переговоров на разных уровнях. Соответственно, в ходе веде- ния переговоров в 1990-е гг. японской стороной применялись традиционные для японской политической культуры механизмы, которые в то же время, были модернизированы с учетом особенностей российской политической культуры. Маяцкий Д. И. (ВФ, СПбГУ, Санкт-Петербург) К вопросу о влиянии традиционной культуры Китая на классическую китайскую драму цзацзюй и наньси XIII–XIV вв. В докладе затрагивается проблема, общая для китайского культурного наследия. Традиционализм всегда был одним из постоянных спутников культурного развития Китая и, в какой-то мере, продолжает оставаться им до сих пор, несмотря на глобализацию. В какую эпоху ни появлялись новые для Китая культурные явления, в них обязательно просачивались многочисленные приметы традиционной культуры и эти приметы делали новые явления орга- нической частью общего культурного наследия Китая. Сходная ситуация складывалась и с первыми законченными жанрами клас- сической китайской драматургии — цзацзюй и наньси , сложившимися в XIII– XIV вв. Один из жанров возник на севере Китая ( цзацзюй ), другой — на юге ( наньси ). Оба они появились неожиданно и спонтанно. Мы подчеркнем, что в XIII–XIV вв. цзацзюй и наньси появились в китайской литературе, как явления абсолютно новые, но буквально сразу же обнаружили в себе следы старой куль- туры. В настоящем докладе хотелось бы поделиться некоторыми наблюдениями на этот счет. При этом речь будет идти о текстовой форме существования драм. Влияние старой культуры на цзацзюй и наньси можно увидеть на нескольких уровнях. Прежде всего, оно выразилось в том, что для произведений обоих жанров драматурги часто брали популярные сюжеты, известные китайцам по историческим и литературным сочинениям, а также по устным преданиям о людях прошлого, реально существовавших или вымышленных. При этом они либо обрабатывали уже известный в литературе или истории сюжет, либо создавали новый с участием знакомых китайцам исторических или литератур- ных персонажей. Особо стоит отметить, что в новых сюжетах с вымышлен- ными героями, действие привязывалось к конкретным историческим периодам с отсылкой на реальные географические названия. Всего до нас дошли 162 1 цзацзюй XIII–XIVвв. Из них примерно в 80 действие происходит в разные пери- оды истории Китая. Причем, 9 пьес связаны с событиями эпохи Трех Царств, 7 посвящены танскому даосу Люй Дунбиню, 6 — сунскому восстанию Сун 1 Сорокин В. Ф. Китайская классическая драма XIII-XIV вв., М., 1979. С. 15.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=