Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 401 «Традиционализм и Восток» частью мира, в которой мусульманская умма видит выход из кризиса и с кото- рым связывает свое спасание. Однако, несмотря на все эти безусловно положительные моменты, мы видим необходимым отметить тот факт, что Исламский мир в целом имеет риск превратиться в огромную «Черную дыру». И мы не можем быть уверены в положительном исходе той ситуации, которая сейчас складывается в нем. Единственный вывод, который мы можем сделать в настоящее время — про- шлого мира, которого мы знали после событий Арабской весны, более не существуют, базисные конструкции нового пока еще не сформированы. С философской точки зрения, описанное выше, — бифуркационный момент в рамках общего процесса трансформации региона, с экзистенциальной— это скорее всего начало конца Западноисламского мира и построение на его месте Нового Исламского проекта. Что это будет и чем окончится процесс транс- формации — вопрос вероятности. Путь Европы от распада Западно-Римской Империи до Ренессанса занял всего 1000 лет, скорость современных процессов такова, что возможно уже к концу настоящего века на месте руин этого мира будет процветать высокотехнологичная цивилизация победивших когнитивных технологий, а темные века дизельпанка превратятся в сознании будущих 3–4-х поколений в забытые или потерянные «Темные десятилетия». Джихангир Эрол (Doğu Araştırmaları Merkezi, Istambul) Истоки традиций и проблема традиционализма на Востоке. Традиции и традиционализм являются основной особенностью Востока, которая исследуется социологами и политологами прежде всего в рамках дихо- томии Восток-Запад. Запад противопоставляет себя остальному мировому сооб- ществу, что принято как норма современныммировоззрением. Запад изначально, особенно со времен Географических открытий, использовал для обозначения «других» социумов этнические и географические понятия, которые впослед- ствии превратились в инструмент политической и экономической эксплуатации. Обычно при описании восточных и южных народов делается акцент на понятниях «традиции» и «традиционализм», отождествляемых с «первобыт- ностью и варварством» Востока. В рамках однолинейного эволюционизма, сформировавшегося в эпоху Просвещения, по мере научно-технического про- гресса в Европе «традиции» и «традиционализм» неизменно использовались западными учеными при описании восточных народов. Под экономическим и политическим давлением Запада, народы Востока были вынуждены принять данное положение. В противовес подобному навязываемому Западом описанию Востока есть и понимание себя самим Востоком с позиции традиций и традиционализма.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=