Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 1 407 «Ближний Восток как важнейший узел «Евразийской дуги нестабильности» смогло разрушить постколониальную государственность, но все они успешно освоили инструменты «племенного» лоббирования. В результате, в Алжире и Марокко получили официальное признание берберские языки, в новой ливийской конституции не только арабский, но и другие языки («ал-амазигиййа, ат-тарикиййа, ат-тибавиййа») рассматриваются как «культурное и языковое наследие и общее достояние всех ливийцев» 1 . Новые «племена с флагами» располагают собственными вооруженными формированиями и финансовой поддержкой диаспоры в Европе и Северной Америке. Не отрицая значения ислама, эти движение уделяют главное внимание собственным национальным устремлениям и локальным интересам. Исаев Л. М. (НИУ ВШЭ, Москва), Юрьев С. Е. (РГГУ, Москва) Проблема христиан в Леванте и ее значение для России Как известно, российско-сирийское сотрудничество до начала «арабской весны» как в политическом и военном, так и в экономическом отношении оставалось на весьма низком уровне. Сирия искала партнеров преимуще- ственно на Западе, поддерживая тесные отношения с Турцией и странами Залива, равно как и для Москвы Дамаск не играл первостепенного значения. Позиция Кремля по Сирии заметно изменилась на фоне ливийского сценария, когда Москва посчитала себя в очередной раз обманутой, а внутри российского общества еще активнее стали муссироваться идеи относительно неспособности современной России защищать своих «исторических» союзников, оказавшихся перед лицом западной угрозы, будь то Слободан Милошевич в Югославии, Саддам Хуссейн в Ираке или Мауммар Каддафи в Ливии. На это же время пришлась и смена руководства в Кремле, когда Владимир Путин сменил на президентском посту Дмитрия Медведева. С этого времени в российском информационном пространстве ливийский сюжет стал активно противопо- ставляться сирийскому, а защита режима Башара Асада стала делом не только принципа, но и репутации главы российского государства. Схожая политика стала проводиться и в отношении ближневосточных хри- стиан. Как известно, Россия на протяжении многих веков проявляла особый интерес к двум историческим зонам расселения православных за ее преде- лами — Балканам и Ближнему Востоку. На сегодняшний день можно говорить о том, что Балканский полуостров оказался дляМосквыпрактически потерянным. Три ключевые православные страны в регионе — Болгария, Сербия и Черного- рия — все более отдаляются от России, даже несмотря на тесные исторические связи, формировавшиеся на протяжении столетий, в том числе и по православной 1 Mashrū‘ al-dustūr al-lībī. 2016. http://www.constitutionnet.org.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=