Т. 1. «Азия и Африка: Наследие и современность»

410 Азия и Африка: Наследие и современность. Т. 1 XII. Круглый стол Основные параметры нового баланса сил, который сложится в результате очередного раунда «Большой игры», окажут важное влияние на новый порядок Евразии. Кондорский Б. М. (НПФ «Синбиас», Донецк, Украина) Исторические предпосылки революционных событий на Ближнем Востоке Революции и контрреволюции в одной стране составляют революционный период (РП) как целостную систему, имеющую свои законы. Конкретные революции — лишь проявление этих процессов. Все основные государства, в зависимости от сроков наступления РП и характера его протекания, можно разделить на три основных группы. К странам первой генерации относятся Нидерланды, Англия, Франция, США. В Англии РП закончился Славной революцией, во Франции—Третьей респу- бликой, в США — гражданской войной. В каждой из этих стран РП имел свою специфику и развивался независимо от внешнего влияния. В большин- стве европейских государствах (в частности, Германии, Италии, Венгрии, Австрии) и Японии — странах второй генерации, РП начался в середине XIX в. и закончился с окончанием Второй мировой войны. В странах третьей генерации — России, балканских странах, Китае, Турции, Иране, латиноаме- риканских странах и других крупных государствах третьего мира РП ограни- чился рамками XX в. Анализ показывает, что характер РП и сроки его наступления, в первую очередь, зависели от характера феодальных революций. Если в Европе фео- дальная революция происходила «с чистого листа», то в Китае и России наблю- далась заметная преемственность с предыдущим периодом, что обусловило формирование более низкого потенциала дальнейшего развития. То же самое относится к Византии. Здесь Турцию следует рассматривать как естественную преемницу империи. В арабских странах РП начался после окончания Второй мировой войны. Столь поздние сроки наступления РП были связаны с тем, что если в Европе феодализм формировался на основе общин, начисто лишенных племенного сознания, то в Аравии подобного рода тип сознания был характерен не только для бедуинов, но и торгово-ремесленной прослойки в городах. Это же касается и правящей элиты. Омейяды имели в основе своего сознания традиционный, племенной и, как не покажется странным, в значительной степени языческий базис. Что касается Аббасидов, то при них стремительно пошли процессы отчуждения и деградации социально-политического пространства. Произошел отрыв, отчуждение города от основной массы населения, живущей в сельской

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=