XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Источниковедение и историография Арабских стран к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 123 Магриба. Им удалось сохранить свою идентичность, традиции и культурную память даже в условиях глобализации, несмотря на специфику современного общества с его новыми технологиями и социокультурными инновациями. Для того, чтобы понять этнокультурные процессы современности и охаракте- ризовать сегодняшних потомков морисков и сефардов, необходимо проанализи- ровать исторический контекст миграции и социально-культурной ассимиляции их предков при помощи методов культурологии и этносоциологии, которые дополняют исторический анализ социальных процессов прошлого. Социоло- гический подход к культуре акцентирует внимание, прежде всего, на ее особых социальных институтах, а также материальных и духовных аспектах, нормах и ценностях, формирующих личность индивидов и  регулирующих их поведение. Для того, чтобы приступить к анализу процесса иммиграции и ассимиляции морисков и сефардов, необходимо четко охарактеризовать их статус. Какие социологические концепции можно использовать при их описании — соци- альная группа, этническое меньшинство, этнос, диаспора? Какие концепции применимы к их сегодняшним потомкам? Как избежать анахронизма при наложении современных научных концепций на средневековое сообщество? Известный французский историк Бернар Венсан в своих работах уделяет особое внимание данному вопросу 1 . Что мы вкладываем в понятие «мори- ски»? Как относились к ним испанские власти и представители христианской общины? Какие аналитические категории следует использовать, изучая данную группу? Задача усложняется еще и тем, что с официальной точкой зрения многие из них приняли христианство. Как отмечают большинство исследователей, в числе которых известный российский востоковед Р. Г. Ланда, мориски играли важную экономическую роль в испанском обществе 2 . В связи с этим, к ним можно применять как понятие этнос, так и социальная группа. Один из классиков социологии, Макс Вебер 3 , дает определение этнической общности как группы, члены которой «обладают субъективной верой в их общее происхождение по причине схожести физического облика или обычаев, или того и другого вместе, или же по причине общей памяти о колонизации и миграции». Что применимо как к морискам, так и сефардам, обладающим специфическими лингвистическими, культурными и религиозными характе- ристиками и по сей день, и передающим из поколения в поколение историче- скую память о событиях и тяготах изгнания из Испании и иммиграции своих 1 Vincent B. et Domínguez Ortiz A. Historia de los Moriscos: Vida y tragedia de una minoría. Madrid, Alianza, 1979. 2 Landa Robert G. «Les morisques: ethnie ou groupe social? In: Actes du IXe Symposium International d’Études Morisques «La moriscologie: orientation et méthodologie» .A. Temimi (ed.), Zaghouan, FTERSI, 2001. 3 Poutigniat Ph., Streiff-Fenart J. Théorie de l'ethnicité. Paris, 1995.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=