XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция II 146 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки самых высокопоставленных офицеров султана. Ибн Аби ас-Сурур аль-Бакри ас-Сиддики, главный источник по истории этих событий, превозносит в своем труде личность паши и его политику. Мухаммед-паша публично объявил всем солдатам о прекращении практики взимания тульбы . Это событие, наряду со сменой нескольких кашифов на местах, послужило толчком к организации нового мятежа. Повстанцы, члены трех сипахских полков, базировавшихся в сельской местности в Нижнем Египте, собрались в начале февраля 1609 года в городе Танта в дельте Нила, где дали торжественную клятву, что объединят усилия для утверждения права взимать тульбу , а также избрали султана и визиря и планировали разделить страну между собой. Между тем, наместник в Каире приказал подготовить все войска к военным действиям. Для усиления армии в большом количестве были привлечены беду- ины. Вооружение включало в себя тяжелые пушки и фальконеты. Столкновение произошло в местечке Ханка в нескольких километрах к северу от Каира. Когда повстанцы увидели численность врага, с которым им предстоит сражаться, и вражескую артиллерию, они потеряли былой энтузиазм. Некоторые пыта- лись бежать, а те, кто вступил в сражение, были убиты арабскими солдатами. Подавление восстания 1609 года положило конец серии военных мятежей, угрожавших османской администрации. По словам летописца, «по сути, это было второе завоевание Египта во времена Османской империи». Соколов О. А. (ВФ СПБГУ, Санкт-Петербург) Крестовые походы в арабской антиколониальной риторике 1918–1948 гг. Нуждаясь в исторических примерах для мобилизации народных масс на борьбу с колониальными режимами, арабские интеллектуалы обращались к эпохе Крестовых походов. Они вступили с европейцами в полемику отно- сительно различных интерпретаций событий и последствий эпохи Крестовых походов, причем это происходило не только в публицистических работах и публичных выступлениях, но и в официальном диалоге арабских и западных политиков. «Антикрестоносная риторика» вошла в арабский антиколониальный дис- курс 1918–1948 гг. также через критику использования европейцами отсылок к эпохе Крестовых походов, имевших место на различных уровнях—от выска- зываний политиков до учебной литературы, для легитимации собственного присутствия в арабском мире. Арабские общественные деятели также рассматривали плачевный для Европы итог Крестовых походов как предостережение для современных

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=