XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция V 238 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки только обязательным атрибутом каждого мужчины, но и символом чести своего владельца. Его носили на поясе обычно в паре с прикинжальным ножом. Из двух основных типов кинжалов — с прямым и изогнутым клинком — на Кавказе большее распространение имел первый. Кинжал, происхождение которого уходит корнями в неолит, на Кавказе имеет общее название «кама» и множество региональных разновидностей. Что касается этимологии слова «кинжал», по мнению ряда лингвистов, оно вошло в рус- ский язык через тюркские языки 1 , будучи заимствованным из арабского (от араб. khаndjаr ). Приведем несколько примеров из произведений Л. Н. Толстого, в которых отражена полифункциональность кинжала: «Он не двигался, но еще чув- ствовал. Когда первый подбежавший к нему Гаджи-Ага ударил его большим кинжалом по голове, ему казалось, что его молотком бьют по голове, и он не мог понять, кто это делает и зачем». И далее: «Элдар же дрожал всем телом от нетерпения броситься с кинжалом на врагов и стрелял часто и как попало, беспрестанно оглядываясь на Хаджи-Мурата и высовываясь из-за завала». В военных условиях кинжалом пользовались не только как оружием: «И нукеры тотчас же взялись рубить ветки, кинжалами копать землю , делать насыпь. Хаджи-Мурат работал вместе с ними» 2 . Таким образом, кинжал — один из доминирующих символов на Кавказе. Горцы относились к нему очень бережно: подарить кинжал или обменятся им—олицетворяло крепкую дружбу, установление мира. С конца ХIХ в., когда из боевого оружия он превратился в непременный компонент и украшение мужского костюма, а также в предмет роскоши, изготовление кинжалов стало занятием преимущественно дагестанских мастеров и ювелиров. Среди изображенных Л. Н. Толстым сцен можно выделить и другие сим- волы, принципиальные для понимания горской культуры. Они сопровождаются и проясняются точными авторскими комментариями: «Ваше превосходитель- ство!» — говорил он, приставляя руку к папахе, — «Прикажите пустить кава- лерию: показались значки ...». Комментарий автора: « Значки между горцами имеют почти значение знамен , с тою только разницею, что всякий джигит может сделать себе значок и возить его». И далее: «С одной стороны видне- лись освещенные ярким солнечным светом зеленые сады с огромными гру- шевыми и лычевыми деревьями; с другой — торчали какие-то странные тени, перпендикулярно стоящие высокие камни кладбища и длинные деревянные шесты с приделанными к концам шарами и разноцветными флагами». И здесь 1 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. Т. 2: Е —Муж / Пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. 2-е изд., стер. М., 1986. С. 234. 2 Толстой Л. Н. Хаджи-Мурат // Л. Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 т. М., 1983. Т. 14. Повести и рассказы. 1903–1910. С. 127, 128, 125.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=