XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Источниковедение и историография  народов Кавказа к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 241 была сопряжена с преодолением барьеров правовых обычаев». В связи с этим в 1875 г. в Москве прошел съезд русских юристов, на котором было принято решение о создании Правительственной комиссии по собиранию и системати- зации материалов по обычному праву. В 1870–90 х годах специалистами был большой материал по обычному праву и народному судопроизводству народов, населяющих окраины Российской империи, в том числе Кавказа. Сельская община у народов Кавказа, являясь основной хозяйственной единицей, решала все жизненно важные вопросы на различных собраниях и сходах. Одной из ярких качественных характеристик народного собрания являлся так называемый демократизм, обращавший на себя внимание уже первых исследователей быта. Например: «всякое дело административного свойства передается на обсуждение народного собрания, или своего рода сейма, созываемого в лесу; здесь старейшие имеют наибольшее влияние; князья, дворяне и даже крепостные пользуются совещательным голосом», — писали очевидцы XIX в . Источниками права у всех народов Кавказа выступали нормы адатов. Так как не существовало четких писаных законов, в пределах каждой общины существовала масса местных правил и норм, которые, в случае судебного разбирательства, становились источниками права. Как правило, во время судебного разбирательства использовали сходные случаи по аналогичному делу, то есть прецеденты. Важными и необходимыми элементами традиционного судопроизводства исследуемых народов были поручительство родственников либо предваритель- ная присяга, к которым прибегали во исполнение обязательств, превентивно налагаемых на обе стороны. Отдельный интерес представляет форма дачи присяги. В источниках сохранились сведения о существовании нескольких вариантов дачи присяги. Как правило, это могло происходить в священных местах: святилищах, священных кузнях, либо у какого-нибудь разрушенного храма (у абхазов). Кроме того, православные давали присягу в церкви положив руку на Евангелие (абхазы), а мусульмане — на Коране. В XIX в для черкеса священным предметом являлась его молитвенная книга и ларец, где хранятся молитвы, написанные арабской вязью. «Эта книга заменяет в определенной ситуации наше распятие или алтарь, так как клятва, данная на этой книге, не нарушается ни одним черкесом». Кроме вышеперечисленных форм принесения клятвы, существовали и другие, в зависимости от разбираемого дела. У народов Северо-Западного Кавказа широко практиковался третейский суд. В качестве третейских судей приглашались почетные и уважаемые представители известных фамилий, «имевшие право именоваться благородными». Бывали случаи, когда пригла- шались представители соседних обществ как представляющих незаинтере- сованную сторону.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=