XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция V 244 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Османова М. Н.(ИИАЭ ДНЦ РАН, Махачкала) Внетекстовые записи на полях рукописных Коранов как исторический источник (по материалам книжных коллекций нагорного Дагестана) Одной из особенностей арабоязычной рукописной традиции в Дагестане является наличие многочисленных внетекстовых записей — ценных источ- ников по истории и культуре региона. Они частично зафиксированы в трудах ряда дагестанских ученых (М.-С. Саидова, М. Г. Нурмагомедова, А. Р. Шихса- идова, Х. А. Омарова, Т. А. Айтберова, П. М. Алибековой, Г. М.-Р. Оразаева, Д. Х. Гаджиевой, Н. А. Тагировой, А. Р. Наврузова) и продолжают вызывать интерес исследователей. Значительная часть наиболее важных внетекстовых записей обнаружена на полях рукописных Коранов, датированных XV–XX вв. Как правило, записи делались на арабском языке, а приблизительно с XVIII в. также и на языках народов Дагестана с использованием арабской графики. Письменная традиция и культура мусульманских народов неразрывно связана с Кораном — священной книгой мусульман. По Корану учились гра- моте, он был наиболее читаемой и переписываемой книгой в мире ислама 1 . Закономерно, что число рукописных Коранов в Дагестане как в мечетских, так и в частных книжных коллекциях очень велико. Мечетские и частные коллекции рукописей и старопечатных книг на араб- ском языке и местных языках с использованием арабской графики в течение последних трех десятилетий планомерно изучались дагестанскими учены- ми-востоковедами. В числе новейших открытий археографических экспедиций отдела востоковедения ИИАЭ ДНЦ РАН (2017–2018 гг.) —частные коллекции рукописей Усман-хаджи Гитиномагомедова из с. Ругельда (более 200 руко- писей, хронологически охватывающих XV–XIX вв.) и Каримуллы Гасанова из с. Сомода (около 200 рукописей и старопечатных книг, хронологические рамки — XVI–XX вв.) Шамильского района Республики Дагестан 2 . Как это принято в арабоязычной письменной традиции, «краеугольный камень» любой книжной коллекции — это Кораны и «кораническая лите- ратура». Коран, будучи священной и основополагающей книгой в жизни мусульманской общины, часто становился своего рода хранилищем важнейших документов различного характера. Как правило, большинство рукописных Коранов снабжено многочисленными внетекстовыми записями, чрезвычайно разнообразными по своему содержанию, затрагивающими многие стороны общественно-политической, духовной, хозяйственной и культурной жизни 1 Халидов А. Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция. М.: «Наука», 1985. С.122. 2 Исследования проводились по гранту РФФИ№18–09–00024 «Археографические исследования в Дагестане (частные и мечетские рукописные коллекции)».

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=