XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Источниковедение и историография  народов Кавказа к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 251 складывается совершенно иной образ последнего правителя Азербайджана, который опять же не сходится с описаниями Ибн ал-Асира 1 . В результате негативные характеристики данного исторического деятеля в современной историографии опираются, по сути, лишь на Ибн ал-Асира и его сочинение, а также, возможно на отдельные высказывания Джувейни. Если с негативным образом хорезмшаха Джалал ад-ДинаМанкбурны в томже историческом источ- нике исследователи, в большинстве случаев, старательно не соглашаются, то описания Ибн ал-Асира практически без критического осмысления и сравнения с другими памятниками включаются в состав научных работ. В начале XIII века грузинская, монгольская и хорезмийская экспансия в земли государства атабеков Азербайджана оказала существенное влияние на военное и политическое развитие этой державы. Последняя из них не только положила конец существованию этого государства, но и оказала настолько существенное влияние на развитие всего Южного Кавказа, что стала глав- ной причиной того, что монгольским завоевателям в 1230-ые годы удалось подчинить эти земли, не испытывая никакого заметного сопротивления. Арабо-персидские источники предлагают обширные сведения о том, как правители государства атабеков Азербайджана сумели сохранить собствен- ную власть в условиях постоянного давления извне в начале XIII века, и по какой причине им не удалось сделать этого в борьбе с хорезмийской угрозой. Важную роль здесь будет играть хорезмшах Джалал ад-Дин Манкбурны, который не только захватил эти земли, ликвидировал предшествующую династию, но и существенно изменил расклад политических сил в пределах всего Южного Кавказа. historique et littéraire de la Perse et des contrées adjacentes. Extrait en traduction française avec quelques textes originaux, duMo’djem el-Bouldan, dictionnaire des pays, de IbnAbdallah el-Roumi el-Hamawi Yaqout, 1179–1229 a.d., et complété a l’aide de documents arabes et persan pour la plupart inédits avec préface analytique et des notes critiques. Amsterdam, 1970. 640 p.; Abu-Shama, Abd al-Rahman b. Ismail. Nuzhat al-muqlatain fī sīrat ad-daulatain al-ʿalāʾīya wa-'l-ǧalālīya wa-mā kāna fīhumā min al-waqāʾiʿ at-tatārīya. Ed. Muhammad, Ibrahim Fargal. Al-Giza, 2008. 258 s.; an-Nasavi Nur ad-Din Muhammad Zeydary. Sirat-e Jelal-e ad-Din ya Tarih-e Jelali. Trans. MohammadAli Naseh. Tehran, 1945. 360 s.; un-Nesevi Ahmed Sehabeddin. Celaluttin Harezemsah. Trans. and annoted by Necip Asim [Yaziksiz]. Istanbul, 1934. 158 p. 1 См.: Джувейни. Чингиз-хан. История завоевателя мира / Пер. Е. Е. Харитонова. М., 2004. 690 с.; Рашид ад-Дин. Сборник летописей: в 3 т. / Пер.: А. К. Арендс, Ю. П. Вер- ховский, О. И. Смирнова, Л. А. Хетагуров. М., 2002. Кн. 1–2.; Hamdallah Qazvini. Nuzhat al-Kulub. Trad. E. G. Browne. (Gibb Memorial Series). London, 1915–1918. Vol. XXIII, № 1–2; Hamdallah Qazvini. Tarihi gouzide. Trad. Y. Le Strange. Paris, 1903. Vol. I. 732 p.; Hamdallah Qazvini. Tarihi gouzide. Trad. E. G. Browne. (Gibb Memorial Series). London, 1913. Vol. XIV, II. 808 p.; Ibn Battuta. Safar nama-i Ibn Battuta. Tardjoma-i Muhammad Ali Muvvahid. Тehran, 1969–1970. J. 1–2; Hamdallah Qazvini.Nuzhat al-Kulub. Tehran, 1958. 245 s.; Hamdallah Qazvini. Tarih-i Guzide. Ed. Abdal-Hosein Navsi. Tehran, 1960. 816 p.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=