XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция V 254 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки «...Наш падишах подтвердил высочайшим указом поход на Ширван, Гюрджистан и Азербайджан и меня, ничтожного, с непобедимой армией отправляет в эти страны. А так как Вы являетесь покорным слугой нашего падишаха, требуется, чтобы Вы способствовали послушанию и покорности гюрджистанских беев, сыновей Вараза, Левенда, и особенно Кваркваре-оглу Кайхосрова...» Далее в « истималат-наме » восхваляется непобедимость османских солдат и оружия, а заканчивается оно следующими словами: «Когда мы получим от них итаат-наме [повинные грамоты], мы, в свою очередь, попросим у падишаха об их помиловании и покровительстве над ними...» Автором большинства « истималат-наме » был Мустафа Али-эфенди, назначенный султаном Мурадом III на должность мюнши османской армии. Одновременно он должен был выполнять функции личного секретаря (кятиба) главнокомандующего. К 1577 г., когда Али-эфенди был назначен на вышеуказанную должность, он был уже известным поэтом и историком. С османской армией он побывал на территорииШирвана, Азербайджана, Грузии. Здесь из-под пера Али-эфенди вышли многочисленные доклады о победах османской армии вЮжномКавказе, посылаемые регулярно в столицу Османской империи. Историк, используя представившуюся ему возможность, собирал интереснейшие материалы о народах, проживающих на завоеванных территориях, записывал легенды и мифы, обычаи кавказских народов. Эти заметки нашли отражение в его сочинениях — « Нусрет-наме » и « Кунх-ал-ахбар ». В эти труды были также включены и другие материалы — доклады о победах, письма, свидетельства, а также « истималат-наме » и « итаат-наме ». Следует отметить, что несмотря на ценность такого рода письменных источников, они недостаточно изучены и не введены в достаточной степени в научный оборот.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=