XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция VI 278 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки на государственном уровне; имена саманидских эмиров и их современников все стремительнее проникают в повседневную жизнь граждан, все чаще ока- зываются на слуху. Музейные экспозиции — одно из наиболее наглядных свидетельств тому, каковы образы эпохи Саманидов и ее правителей в сегодняшнем Таджики- стане. Мы рассмотрим, как именно изображается саманидское время в музеях Душанбе, Пенджикента и Панджруда. Первым следует назвать, вероятно, Национальный музей Таджикистана в Душанбе. Это крупнейший музей республики; в 2013 г. он открылся в новом, большом и современном здании в центре столицы. Всего в музее двадцать два зала. Часть из них посвящена природе страны, часть — изобразительному и прикладному искусству таджиков, а часть — истории: от древней до новей- шей. Именно в этих, исторических, залах представлены экспонаты, так или иначе иллюстрирующие эпоху и государство Саманидов. Один из наиболее заметных среди них — макет мавзолея Саманидов. Мавзолей представляет собой кубическое здание из жженого кирпича, соче- тающее согдийские архитектурные традиции с более поздними исламскими и возведенное в IX–X вв. в столице государства Саманидов — Бухаре 1 . Как и Самарканд (еще один крупный центр саманидского государства и историче- ски ираноязычный город), Бухара в результате национально-территориального размежевания 1920-х гг. оказалась на территории советского Узбекистана. Тем не менее, город этот до сих пор воспринимается таджиками своим, а мавзолей Саманидов не просто является одной из его ключевых достопри- мечательностей, но даже зачастую считается почти священной территорией, чем-то вроде объекта паломничества. Присутствие образа мавзолея Саманидов в душанбинском музее можно заметить еще в одном, менее броском, месте: на разложенных под стеклом образцах современных денежных знаков. В 2000 г. в Таджикистане была вве- дена новая валюта, получившая название «сомони» (так, согласно правилам таджикской орфографии, пишется название династии). На лицевой стороне банкноты в сто сомони изображен эмир Исмаил — основатель централизо- ванного саманидского государства, один из наиболее известных его деятелей и активно популяризируемое в последние два десятилетия историческое лицо. За спиной у эмира можно различить очертания мавзолея. В том же зале можно найти карту государства Саманидов с изображенными на ней архитектурными памятниками Мавераннахра и Хорасана, а также фигурками людей, символизирующими населявшие эти земли народы. Здесь же — коллекция саманидских монет. Нумизматический материал особенно интересен: саманидские эмиры чеканили на монетах, помимо имени 1 Гафуров Б. Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Книга вторая. Душанбе, 2009. С. 71.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=