XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Источниковедение и историография центральной Азии к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 329 Отдельное упоминание * изгиль и токуз огуз дает основания рассматри- вать противостояние тюрков с первыми в контексте событий, происходивших еще на территории западно-тюркских владений, и тем самым связать данные древнетюркских памятников с историей племени * эскел . Халлиева Г. И. (Узбекский ГУ мировых языков, Ташкент) Хорезмские историко-литературные памятники XIX века в научном наследии академика В. В. Бартольда В. В. Бартольд был выдающимся знатоком восточной рукописной книги, одним из крупнейших востоковедов и текстологов. Важное значение для иссле- дования творчества академика имеют труды Н. Н. Туманович, Б. В. Лунина, И. И. Умнякова и др. Учеными была проделана большая работа по выявлению места и роли Средней Азии в наследии В. В. Бартольда. Однако они не ставили перед собой задачи рассмотрения трудов ученого, посвященных хорезмским историко-литературным памятникам XIX века. Академика В. В. Бартольда мы знаем больше как историка. Но на самом деле его исследования являются бесценными и с точки зрения развития тюркской филологии. Именно на основании анализа историко-литературных письменных памятников ученым была разработана история Хорезма, сохранившая свое значение и в наши дни. Изучение хорезмских рукописей остается актуальной исследователь- ской задачей. На данный момент в петербургских фондах имеется свыше 300 хорезмских историко-литературных памятников, но они до сих пор не изучены на должном уровне. В. В. Бартольд объяснял этот феномен не отсут- ствием источников, а равнодушием исследователей 1 . Среди историко-художественных тюркских сочиненийXIX века наибольшее значение имеют труды хорезмских историков и поэтов Муниса (1778–1829) и Агахи (1809–1874). В. В. Бартольд, впервые обративший внимание на исторические работы Муниса и Агахи и давший им краткую характеристику, отмечал, что с точки зрения подробности изложения и объему содержащегося в них исторического материала они далеко оставляют за собой все дошедшие до нас труды по истории Бухарского и Кокандского ханств 2 . « Шахид-и Икбаль » («Свидетель счастья») Агахи — не менее значимое историко–художественное произведение, единственная рукопись (автограф) которого хранится в фонде Института восточных рукописей РАН. В архиве 1 Бартольд В. В. События перед Хивинским походом 1873 года по рассказу хивин- ского историка. Соч. Т. II. Ч.2. М.: Наука, 1964. С. 400. 2 Бартольд В. В. История культурной жизни Туркестана. Соч. Т. II. Ч. 1. М.: Наука, 1963. С. 286.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=