XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Источниковедение и историография центральной Азии к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 331 исследованиях отсутствует комплексный подход. На сегодняшний день нам удалось обнаружить и идентифицировать более пятидесяти надгробий, отно- сящихся к Х-ХIХ вв. Сорок из них находятся в Намангане, один—в Андижане и десять—в Ферганской области. Хронологически самыми древними являются памятники- кайраки Наманганской области — они относятся к ХII–ХIII вв. Ферганские (Ташлакский район) установлены в ХIII в., андижанский дати- руется ХIV в. Все это — плоские и потемневшие кайраки разной величины. Надгробные памятники-плиты Коканда по времени их установления относятся к X и XIХ вв, имеют квадратную и трапециевидную форму, сде- ланы из мрамора и глины. Они разные по форме, очень схожи с найденными надгробными плитами из Самарканда (Шахи-Зинда, Чарбакр). Эти плиты принадлежат правителям и их семьям. Некоторые из найденных в Намангане надгробных плит содержат имя и генеалогию умершего, его краткую характеристику, социальный статус и дату смерти погребенного. На других плитах представлена сравнительно более подробная информация о жизни умершего. На ряде плит имеются лишь отрывочные сведения об усопшем. На всех найденных надгробных плитах региона отражен социальный статус погребенного, и их можно классифицировать исходя из текста надгробия. Статус по происхождению. Известно, что в мусульманском мире самый высший «сан» принадлежит потомкам пророка Мухаммада —  саййидам . В Наманганской и Андижанской областях на надгробных плитах в описании генеалогии усопшего саййида указывается его статус, например: « саййид, гор- дость семьи Йасин, плод дерева последнего Пророка, примерный последователь Мухаммада и Али ». Также указывается нисба каждого усопшего. Например, Сабуни — потомок известного бухарского правоведа и теолога. Кунья Абу Ханифа означает, что умерший является потомком Абу Ханифы Ну‘мана ибн Сабита, основателя ханафитского мазхаба . Статус по шариату . Такие термины, как имам, хатиб, ваиз, мухаддис, ‘алим , кадий, факих, муфти, кари , хафиз, хаджжи, принимали следующие формы превосходной степени: имам ал-aиммa ( имам имамов ), хатиб ал-хутаба ( хатиб хатибов ), ‘алим ал-‘улама, кадий ал-куззат (кади кадиев), факих ал-фукаха ( правовед правоведов ), кари ал-курра, хаджжи ал-худж- жадж . Также эпитафии отражают официальные должности умершего, которые он занимал при жизни, например: имам ибн имам ибн имам ибн имам показывает, что покойный был потомственным имамом. Статус по тарикату (суфийскому ордену). Такие термины, как салик, захид, ариф, шайх, мухаккик отражали принадлежность к определенному тарикату . Статус по «государственной должности». Амир ал-муслимин, амир, шах, султан, хан ,шахзаде, малика и др.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=