XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция X 458 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки основная цель которых— высмеять образ политического конкурента. Главная особенность шаржей заключается в том, что на рисунке всегда должна быть изображена узнаваемая персона из мира политики, искусства, шоу-бизнеса, спорта и т. д. Следующий вид — социально-бытовая карикатура. Диапазон тем, которые она охватывает, чрезвычайно широк. Это могут быть проблемы бедности, уровня жизни, социальной жизни человека. Для арабской действительности одной из наиболее часто поднимаемых тем является вопрос о правах и положе- нии женщины. Иногда социально-бытовая карикатура вскрывает на рисунках проблемы, связанные не с социальными типами, а с явлениями в обществе, как, например, ранние браки. Политическая карикатура—еще один очень актуальный и, пожалуй, самый интересный вид сатирического рисунка. Иногда политические карикатуры являются специальным «заказом» тех или иных сил в период предвыборных кампаний. Но, в первую очередь, этот вид карикатуры используется авторами, чтобы привлечь внимание читателя к наиболее важным и острым вопросам. Интересно обратить внимание на то, как представлен образ России в арабской карикатуре. В настоящее время он по понятным причинам практически всегда оказывается связан с ситуацией в Сирии, хотя есть и некоторые исключения. Россию арабские карикатуристы изображают как в отрицательном, так в поло- жительном свете. Существует также некоторое количество нейтральных по содержанию карикатур. Еще один вид карикатуры— изошутка. Этот вид карикатуры направлен на изображение общечеловеческих проблем, лишенных политической окраски. В большинстве случаев изошутка это рисунок «без слов» или с минимальным количеством слов, который не требует дополнительного словесного разъясне- ния. То есть читателю должны быть хорошо известны и близки темы, которые изображает карикатурист в изошутке. В целом, в традиции арабской карикатуры значительно преобладают поли- тическая и социальная темы. Залогом успеха карикатуры, прежде всего, является комизм. Второй не менее важный момент — это социально-психологический фактор. В обществе существуют определенные установки, относящиеся к социальной психологии поведения, и, так или иначе известные всем, живущим в данном обществе. Именно это должен учитывать карикатурист в своей работе. Здесь не имеется в виду ограничение свободы мысли. Следует всегда помнить, что карикатура предназначена для человека, и если она не может рассмешить или оскорбляет его чувства, то она не достигает поставленных перед ней целей. Яркий пример этого — «карикатурный скандал», связанный с именем пророка Мухаммеда. Серия рисунков сначала датского художника Кристофера Цилера, а впоследствии французского журналаШарли Эбдо вызвала протест всего мусульманского мира.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=