XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Круглый стол: «Образ России в Азии и Африке» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 461 переход в 1654 г. реéстрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему территорий современной Украины (так называемая Гетманщина) в рос- сийское подданство (Русское царство); благополучный для России первый этап Русско-польской (Тринадцатилетней) войны 1654–1667 гг. (отвоевание Смоленска 23 сентября 1654 г.); продолжение активного освоения Сибири и поиски сухопутного пути в Китай; начало церковной реформы с целью при- ведения русской церкви в полное единообразие с греческой, что исходило от царя и в основном объяснялось политическими задачами русского государства. Также в то время делались попытки оздоровления церковной и гражданской жизни после хаоса и беспорядка, царивших со времен смуты — с 1630-х гг. начинает действовать «Кружок ревнителей благочестия», или боголюбцев. Заметки Павла представляют собой в основном фиксацию непосредствен- ных впечатлений в ходе поездки, сделанных человеком наблюдательным, любознательным и при этом довольно общительным. Попытка в какой-то степени упорядочить материал, сообщенный Павлом, позволяет выделить довольно многочисленные направления в его описаниях: духовная и религи- озная жизнь, моральные предпочтения, церковная реформа, персоналии (царь АлексейМихайлович, патриарх Никон и их взаимоотношения), общественный и частный быт (постройки, одежда, положение женщин, еда, обычаи при дворе), отношения с иностранцами и приезжими восточными иерархами, условия их проезда и пребывания в стране, церемонии встречи и приемов, хозяйство, посевы, торговля, дороги, транспорт, природа, войска и упоминания о рус- ско-польской войне, народы России и сопредельных стран. Некоторые из этих тем он рассматривает очень подробно и обстоятельно, прежде всего, церковь и церковную жизнь, в некоторых случаях ограничива- ется краткими замечаниями, порой его наблюдения являются иллюстрацией к важным событиям в государстве (например борьба Никона с пьянством—как следствие его указа от 11 августа 1652 г., вызванного к жизни идеями кружка «боголюбцев», которые позже были усвоены старообрядцами) 1 . Описания Павла часто носят нейтральный характер, порой сопровождаются оценкой, например описывая кровли церквей в виде многоярусных кокошников, он срав- нивает их с шишкой сосны ( ) или плодом артишока ( ) и отмечает:  — очень красивое устройство!). Иногда его замеча- ния эмоциональны: (послушай, какие удивительные и диковинные вещи мы видели в этот день!). Изредка он делает вставки об исторических и современных событиях. Хотя далеко не все описания Павла комплементарны, в целом их отличает доброжелательная тональность. 1 Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В 2 т. М.: Ин-т ДДИ (ДИК), 2016. С. 160.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=