XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция XI 472 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки туча магометанская, новое нашествие… дикарей цивилизованных, прошед- ших университеты, гимназии и кадетские корпуса… Были прежде отпадения крещеных татар, но то были цветики, а теперь ягодки, то было нечто предва- рительное, а теперь начинается трактат ». Его ученик Н. П. Остроумов также признавал: «дерзкий» и «непокорный» Гаспринский создал «учение», он «в своих мыслях уже переступает порог дозволенного края». Ильминский писал обер-прокурор у Святейшего Синода К. П. Победоносцеву: «Гаспринский… преследует цели: во-первых, распространить между магометанскими поддан- ными Русской империи европейское просвещение на магометанской основе, магометанские идеалы подкрасить европейским образованием; во-вторых, все многомиллионное разноместное и частью разноязычное население магометан в России объединить и сплотить (пример — немецкое объединение)… Гас- принский и К° хотят провести к татарам европейское образование, но только отнюдь не через Россию… План составлен искусно и основательно… татар- ская интеллигенция… усиливается создать мусульманско-культурный центр в России». Он пророчествовал: «В России начинается мусульманский вопрос», он «не дает нам покоя ни днем, ни ночью», «времена изменились» 1 . Победоносцев внимательно следил за дискуссией: «Начало национальности выступило вперед и стало движущею и раздражающею силою… и неведомо, к какому приведет исходу» 2 . Для Баязитова побудительным мотивом к дискуссии стала речь Э. Ренана в 1883 г. на собрании Научной французской ассоциации в Сорбонне. В 1883 г. Баязитов в Петербурге издал «Возражение на речь Эрнста Ренана» («Ислам и наука»): ислам «в основных своих положениях не противоречит логике здравого мышления и не боится ответа науки». Баязитов критиковал Ренана за отсутствие серьезной научной методологии в исследовании ислама. Публикации исламских модернистов не заметили бы в общероссийском контексте, если бы те не воспользовались общероссийской прессой. Книги и статьи мусульманских активистов вышли, что важно, на русском языке. Они, конечно, и рассчитаны на русского читателя. Остроумов отметил: «Мы имеем дело с печатным их словом, предназначенным ими самими для русских читате- лей , для рассеяния заблуждений русской публики ». Авторы этого и не скрывали. Интерпретация ислама православными авторами была отвергнута, но очевидна готовность к диалогу. В высказываниях Гаспринского отражался поиск в европейско-христианском опыте «поля одухотворенности», в это поле стремился и ислам: испытать воздействие ушедшей вперед иноверческой циви- лизации, получить от нее ориентации для собственного творчества. 1 Письма Николая Ивановича Ильминского к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Петровичу Победоносцеву. Казань, 1895. С. 263. 2 Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=