XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция XII 488 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки в себя ряд неидентичных понятий. Поэтому исследователи либо указывают рамки использования данного термина в своих работах, либо избегают этого для более широкой трактовки понятия. Так, «сектарианизм» понимается как политическое устройство, характерное для определенных государств; основан- ное на религиозном принципе насилие; целенаправленная политика в интересах своей общины; инструмент внешней политики. Многие русскоязычные авторы критикуют калькирование понятия «сектарианизм» и используют более описа- тельные понятия: например, «конфессионализм», если речь идет о институци- онализированной политической системе; «конфессионально-ориентированная политика», если речи идет о целенаправленной деятельности; также часто встречается более широкое понятие «суннито-шиитское противостояние/про- тиворечия/рознь». В публикациях на арабском языке употребляются понятия « та’ифия » или « сияса ат-та’ифия ». Первое явление этого ряда, представляющее научный интерес — это политические системы, построенные на конфессиональном принципе в мно- госоставных обществах. Классическим примером такого государства является Ливан. Большинство ученых интересует не столько сами различия, сколько политическая организация общества и ее функционирование в современных условиях. При этом важным вопросом данных работ является историчность этой системы и возможности ее реформирования. Второе направление исследований связано с проявлением межрелигиозного насилия и ненависти, а также усиление конфессионально-ориентированных политических игроков на национальном и наднациональном уровнях. Наиболее актуальными данные исследования стали после 2014 г. и успехов организации ИГИЛ в Сирии и Ираке. Несмотря на то, что сейчас в научной литературе пре- обладают подходы, ориентирующиеся на изучение идентичностей и процессов их конструирования, примордиалистское направление, объясняющее суще- ствующие конфликты наличием неразрешимых религиозных противоречий, все же сохраняется. Проблема религиозного аспекта сирийского конфликта и конфессиональных предпочтениях сирийского правительства особенно остро обсуждается в литературе. Тем не менее, многие исследователи сходятся в том, что религиозные различия на Ближнем Востоке активно используются политическими игроками в собственных целях. С этим связано третье направление исследований: изучение целенаправлен- ной политики, обусловленной конфессиональными предпочтениями. Особым вниманием пользуется Ирак и его политическая жизнь после 2003 г. Многие авторы достаточно детально разбирают общественные механизмы, которые приводят к преобладанию шиитской общины в жизни страны. Четвертое направление исследований — геополитическое, оно находится в центре многих работ по международным отношениям в регионе. Многие сходятся в том, что распространение идеологии угрозы со стороны другой

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=