XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Источниковедение и историография Китая к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 103 тических учений». Все религиозные группы должны быть зарегистрированы и принять управление одной из пяти официальных религиозных патриотиче- ских организаций (представляющих буддизм, даосизм, ислам, католичество, протестантизм). Для государства важен практический эффект религии: способствует ли религиозная организация функционированию «гармоничного общества» под руководством КПК? На XVII Съезде КПК в 2007 г. Ху Цзиньтао недвусмыс- ленно связал религию с социальной гармонией 1 . Лозунг «гармонии» стал частью идеологии КНР и одним из лейтмотивов председательства Ху Цзиньтао 2 . Мораль становится еще одним доминантным принципом внутренней политики и постоянным компонентом выступлений председателя. Для укрепления соци- алистической морали в обществе получают развитие идеологические лозунги с конфуцианским акцентом. Религиозная политика направлена не только на контроль над религиозными организациями, но и является неотъемлемой частьюформирования националь- ной идентичности. Согласно Белой книге «Политика и практика обеспечения свободы вероисповедания в Китае», «верующие и неверующие граждане… активно участвуют в деле реформ и открытости, а также социалистической модернизации, и вместе вносят лепту в реализацию китайской мечты о великом возрождении китайской нации» 3 . Среди китайских религиозных течений, конфуцианство — самое полити- чески ангажированное, главное средство противодействия ценностям индиви- дуализма и неконтролируемой личной свободы, претендует на репрезентацию всего Китая, становится символом китайской культуры и традиций. Религиозные практики, как и другие формы культурных систем, не отделимы от их социально-политического контекста. КПК воспринимает религию как моральную подоснову и фактор, поддерживающий стратегию развития страны. Ограничительные меры говорят о том, что правительство опасается потенциальной мобилизационной силы религии. Оба принципа определяют религиозную политику, направленную на установление стро- гого контроля над религиозными организациями, но при этом включающую религию в процесс формирования национальной идентичности. 1 Full text of Hu Jintao's report at 17th Party Congress, 2007. URL: http://english.cpc. people.com.cn/66102/6290210.html. 2 胡锦涛关于构建社会主义和谐社会讲话全文 [Полный текст речи Ху Цзиньтао о создании гармоничного социалистического общества], 2005. URL: http://www.china. com.cn/chinese/news/899546.htm. 3 Полный текст Белой книги «Политика и практика обеспечения свободы вероиспо- ведания в Китае» // Пресс-канцелярия Госсовета КНР, 2018. URL: http://russian.people. com.cn/n3/2018/0527/c31521 –9464480.html.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=