XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XV 106 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Терехов А. Э. (ИВР РАН, Санкт-Петербург) По ту сторону нормы: «банальные» знамения в «Трактате о Пяти стихиях» династийной истории «Хань шу» 1 Традиция знамений с древности играла важную роль в политической идео- логии Китая, а с эпохи Хань стала неотъемлемой частью историографии. Этот статус был закреплен за ней ханьским историком Бань Гу (32–92 гг.), включив- шим в состав своей династийной истории «Хань шу» «Трактат о Пяти стихиях» («У син чжи»). В нем приводится классификация знамений и перечисляются случаи их появления, сопровождаемые толкованиями и описанием вызвав- ших их или предвещаемых ими событий. Помимо всего прочего, этот трактат позволяет судить о том, какие именно события воспринимались в Древнем Китае в качестве знамений. Чаще всего к их числу относили стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, засухи, пожары, ураганы, ливни) и небесные феномены (солнечные затмения, кометы, метеориты, необычное поведение солнца, луны и звезд), а также всевозможные сверхъестественные происшествия, такие как дожди из крови или рыбы, рождение ребенка с двумя головами, появление говорящих камней или желтых крыс, пляшущих в воротах дворца. Необычными на этом фоне выглядят знамения, представляющие собой достаточно заурядные происшествия. Они могли быть связаны с «недостойной внешностью» представителей высших слоев общества (правитель княжества смотрит вдаль и шагает, высоко поднимая ноги, сановники не выказывают подобающего почтения, принимая государевы дары) или с их «речами, не следующими истине» (оскорбительные, лживые и кичливые высказывания сановников, неблагоприятное имя наследника престола или неискренняя поминальная речь). Похожим образом обстоит ситуация со знамениями, связанными с одеждой. Единственный случай действительно необычного происшествия в этой кате- гории — появление собаки в ритуальном головном уборе. Прочие примеры не кажутся столь удивительными: князь облачает наследника в необычную одежду, сановник коллекционирует шапки из перьев зимородка, удельный правитель наряжает крупных сановников и слуг в судейские шапки, император совершает прогулки инкогнито в одежде простолюдина. Не особо примечательными выглядят и знамения, касающиеся поведения простого народа (люди распускают слухи о надвигающемся потопе, девочка незамеченной пробирается во дворец, набирают силу массовые религиозные дви- жения) иживотных (увеличение популяции лосей, возникновение нехарактерных для региона птиц, появление во дворце пеликанов и фазанов, драка двух змей). 1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18–39–00161.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=