XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XV 116 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки атрибутов, а также иногда приводится информация о верованиях, нормах этикета и других культурных особенностях, которые китайцы посчитали важными учесть. Стоит отметить, что обильный материал о народах, проживавших на тот момент на территории Цинской империи, является бесценным источником этнографических сведений. В то же время описания иностранцев помогают нам не только узнать об этих народах, но и лучше понять представления самих китайцев о них. Самойлов Н. А. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Эволюция представлений о китайском миропорядке и даннической системе в эпоху Цин 1 Дихотомия «Китай—варвары» на протяжении длительного исторического времени являлась одним из самых существенных компонентов традиционной китайской модели мира. Согласно этой модели, император Китая, будучи законным и закономерным представителем Неба на Земле, выполнял функ- ции своеобразного универсального всеобщего медиатора, выступая в роли устроителя Поднебесной, что включало в себя обязанность регулирования взаимоотношений «Срединного государства» и «варварской периферии». Благая сила дэ (с оттенком сакральной благодати), ниспосланная Небом на Землю через посредство всеобщего медиатора (Сына Неба), была призвана облагородить не только ханьцев, но и «варваров четырех сторон света» и уста- новить идеальный порядок в Поднебесной. В данном контексте император выступал в качестве универсального устроителя «мира-социума». Из этого, в свою очередь, проистекала настоятельная необходимость постоянного и пристального внимания к соблюдению должного порядка и гармонии в отно- шениях между зоной высокой цивилизации (Китаем) и «варварами», а также ведение тщательного учета и анализа этих отношений, для чего на протяжении длительного времени создавался целый пласт разного рода трактатов и сочи- нений, призванных обосновать и констатировать мироустроительные функции императора Китая. В этом контексте данническая система рассматривалась в традиционном Китае как неотъемлемая составляющая гармоничного состояния мироздания, как элемент устроения мира-социума, и была призвана служить подтвержде- нием силы и добродетели императора как властителя Поднебесной. В те эпохи, 1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19–09–00218: Китайский историко-этнографический памятник «Изобра- жения данников правящей династии Цин» («Хуан цин чжи гун ту») и его значение в изучении представлений китайцев о других странах и народах в середине XVIII в.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=