XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XV 124 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки сведения о традициях и обычаях, образе жизни, этикете, материальной культуре народа. Однако в каждом отдельном случае эти знания фрагментарные и неси- стематизированные, что определенно связано со степенью осведомленности составителей «Чжи гун ту» о том или ином народе. Неполнота сведений также связана с тем объемом информации, который получали составители «Чжи гун ту» от посланников разных юго-восточных государств, присланных с данью ко двору, которые выступали в качестве основного источника сведений. 1 Характер акцентов, расставленных в альбоме составителями, специфика манеры передачи информации о народах Юго-Восточной Азии и других частей света, стали следствием политического заказа императора Цяньлуна, стремившегося упорядочить не только классическую литературу, идеологию и прочие важные сферы в жизни страны, но также обозначить структуру под- контрольного (порой пусть даже номинально) ему населения мира, получить такой альбом, который бы как краткий энциклопедический справочник могу- щественного правителя, одновременно отражал бы нужные для него сведения (история зависимых отношений) и в то же время позволял наглядно увидеть масштабы своих владений, многообразие населяющих их народов, обладающих каждый своим колоритом. Таким образом, «Чжи гун ту» дает дополнительный бесценный материал, на основе которого можно судить о представлениях китайцев о существовавшем тогда географическом устройстве мира, о данных этнографического характера, которыми они на тот период времени располагали. Альбом также подтверждает данническую концепцию иерархических отношений с другими странами и народами императорского Китая 2 . Отметим особую важность содержащейся в источнике топографической терминологии (часть упомянутых в «Чжи гун ту» государств в будущем перестали существовать (Яливань), вошли в другие государственные образования (например, Рюкю, Джохор, Сонгхла, Галаба) или изменили границы). 1 Ци Гуан. Модель мира императора Цяньлуна на материале “Изображений данников правящей династии Цин” («Хуан цин чжи гун ту») // газета Вэньхуэй бао . Шанхай, 09.01.2015. 齐光 从《皇清职贡图》看乾隆帝的“世界观”// 文汇 报, 2015–01–09 [Электронный ресурс]. URL: https://baike.baidu.com/tashuo/browse/ content?id=bef8f72684f14c87bab86326&lemmaId=1995846&fromLemmaModule=pcRight (дата обращения: 20.01.2019). 2 Думан Л. И. Внешнеполитические связи древнего Китая и истоки даннической системы//Китай и соседи в древности и средневековье. М.: Наука, 1970. С. 45–70; Кроль Ю. Л. О концепции «Китай-варвары» // Китай: Общество и государство. М.: Наука, 1973. С. 13–29.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=