XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Источниковедение и историография Японии к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 137 Еще одна сюжетная линия в корпусе историй о еде—рыба. Монахи, изобра- женные в рассказах «Удзи сюи моногатари», часто пускаются на всевозможные хитрости, чтобы заполучить заветное лакомство—рыбу, причем сюжеты с пое- данием рыбы в этом сборнике сэцува осуждаются довольно слабо, в отличие от раннего буддийского памятника—сборника сэцува «Нихон рёики». В сборнике XIII века «Удзи сюи моногатари» поедание рыбы аристократами и монахами представлено как дело вполне привычное. Если в раннем сборнике «Нихон рёики» за грех чревоугодия и поедание живых существ и птичьих яиц герои попадали в ад или перерождались в быков, то в более позднем сборнике «Удзи сюи моногатари» изворотливые монахи, движимые чувством голода, вместо привычного осуждения вызывают только усмешку. Пищевые табу в японском буддизме на протяжении эпохи Хэйан продолжали официально существовать в монашеском уставе «Со:нирё:», однако каждый монастырь и монах руковод- ствовались собственными представлениями о вегетарианской пище. Основные каноны монастырского постного питания сё:дзин рё:ри (яп.: 精 進料理 ) были сформированы лишь в эпоху Камакура 1 в связи с появлением в XIII веке дзен-буддийской школы Сото. Разработанные в монастыре простые и питательные постные блюда вскоре утратили первоначальное значение буддийского табу. Выйдя за пределы монастырей эти блюда прочно вошли в повседневный рацион мирян 2 . Таким образом, постепенно японская кухня была сбалансирована и унифицирована, благодаря чему больше не возникало ощутимого дисбаланса между пищей монахов и пищей мирян, как это было в хэйанскую эпоху. Климов А. В. (НИУ ВШЭ СПб., Санкт-Петербург) Население острова Сахалин в XIX в. Предлагаемые вниманию материалы подготовлены на основе архивных материалов Российского государственного архива военно-морского флота (далее РГА ВМФ) в Санкт-Петербурге, опубликованных письменных источни- ках на русском и японском языках и научных работах российских и зарубежных исследователей. Благодаря публикации И. А. Самарина стали доступны отчеты лейтенанта Н. В. Рудановского, хранящиеся в Архиве внешней политики Рос- сийской империи (далее АВПРИ) в Москве 3 . Издавна на острове Сахалин проживали айну, гиляки (самоназвание нивхгу), ороки. Ерухим Абрамович Крейнович, опираясь на исследование 1 1185–1333. 2 Кумакура Исао. Нихон рё:ри-но рэкиси. (Кумакура Исао. История японской пищи). Токио, 2007. С. 49. 3 АВПРИ. Фонд РАК. Дело. 389. Лл. 183–230.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=