XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Монголоведение, тибетология, буддология к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 239 турецкого и узбекского языков А. Н. Кононова (1906–1986). В конце 1930-х — нач. 1940-х гг. В. Л. Котвич работал над первым компендиумом по алтайским языкам, задумывавшимся как ортодоксальная сравнительная грамматика. Третий этап развития алтаистики в России связан с созданием в 1958 г. отдела алтайских языков ЛО ИЯ АН СССР, который почти на полвека стал единственным профильным центром изучения проблемы родства алтайских языков в системе Академии Наук. Однако его деятельность — это тема отдель- ного исследования. Буцык П. И. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Поиски Далай-ламы VIII Джампел Гьяцо: к вопросу об историческом значении и политических последствиях Институт Далай-лам в Тибете складывался на протяжении двух столе- тий — с конца XVI до конца XVIII вв. В этот период религиозный и поли- тический статус Далай-лам, их полномочия как в духовной, так и в светской сферах претерпевали значительные изменения. Многое зависело от личных качеств тулку (тиб. sprul sku, «живой Будда»), а также от внутриполитической и внешнеполитической обстановки. В 1751 г., в результате административной реформы, Далай-лама VII Келсанг Гьяцо указом императора Цяньлуна был назначен духовным и светским главой Тибета. Он показал себя дальновидным и осторожным политиком, приобрел авторитет не только в регионах распро- странения тибетского буддизма, но и за их пределами. Доверие, оказанное Далай-ламе императором Цяньлуном, поддержка со стороны близкого друга и советника императора в тибетских делах, гоши Чанкья-хутухты Ролпе Дордже, содействовали укреплению политического статуса Далай-ламы. Смерть Келсанг Гьяцо в 1757 г. заставила представителей тибетской элиты и имперской администрации задуматься о дальнейшей судьбе института и возможностях его сохранения. Негативным историческим прецедентом в данном случае выступали события конца XVII — начала XVIII в.: после Далай-ламы V Нгаванг Лосанг Гьяцо (1617–1682) тибетский регент Сангье Гьяцо скрывал его смерть в течение 15 лет. Однако тайно выбранный им кандидат оказался неспособным принять на себя обязанности Далай-ламы. В результате титул Далай-ламы VI носили три человека — Цанъянг Гьяцо (кандидат, тайно выбранный регентом Сангье Гьяцо), Нгаванг Еше Гьяцо (ставленник хошутского правителя Тибета Лхавзан-хана), а также Келсанг Гьяцо (Далай-лама, признанный тибетцами седьмым, но официально счи- тавшийся шестым). Чтобы избежать повторения подобной ситуации, император Цяньлун и пред- ставители тибетской правящей элиты предприняли особые меры. В 1757 году

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=