XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 273 между этими двумя поколениями зачастую подчиняются целому ряду правил и запретов. Так, например, у джоола, пожилые люди не только едят отдельно от молодых, но им нельзя прикасаться, а тем более есть или пить, ту же пищу или напитки, которые ели и пили люди, принадлежащие к поколению их «детей» (как пишет Давид Сапир, те, кого они могут назвать своим ребенком 1 ). При этом, в отношениях с внуками эти запреты и правила перестают действовать. У некоторых народов приняты близкие отношения старшего поколения с внуками, которые закладываются в раннем детстве. Например, у народов манден нередко бабушка заботится о ребенке до 6–8-летнего возраста: кормит, укладывает спать, следит за его чистотой, рассказывает сказки, и т. д. 2 При этом у джоола поколения «детей», «родителей» и «внуков» более автономны и в меньшей степени зависимы друг от друга. Таким образом, данный тип отношений шуточного родства между людьми, одни из которых выходят из жизни общества, и поэтому могут позволить себе не соблюдать строго его правила, и детьми, которые еще не освоили все правила и не являются полноценными членами общества, 3 выполняет важную социальную функцию в рассматриваемых обществах. Выдрин В. Ф. (LLACAN-CNRS; INALCO, Paris; ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Вокалическая долгота и типы стоп в бамана 1. От трех типов стоп к двум В более ранней публикации 4 в языке бамана выделялись три типа двуслож- ных стоп — хореическая (с первым долгим гласным), ямбическая (с первым редуцированным гласным) и нейтральная (оба гласных краткие, нередуциро- ванные). На новом этапе исследования был проведен инструментальный анализ реализации стоп в произнесении двух информантов (произнесения еще трех информантов были проанализированы в предварительном порядке). 1 Sapir J. D. Kujaama. Symbolic Separation among the Diola-Fogny // American Anthro- pologist , New Series, Vol. 72, No. 6 (Dec.), 1970). 2 Cissé Y. Préparation à la vieillesse et autopurification. In: Attias-Donfut C., Rosenmays L. (dir.) Vieillir en Afrique . Paris: PUF, 1994. 3 Journet O., Juillard A. Le van des grand-mères. In: Attias-Donfut C., Rosenmays L. (dir.). Vieillir en Afrique . Paris: PUF, 1994. 4 Выдрин В. Ф. Тон и акцент в бамана: отсутствие корреляции как теоретический вызов // Языки стран Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Западной Африки: материалы XI Международной научной конференции (Санкт-Петербург, 30 сентя- бря—2 октября 2014 г.) ред. Е. Н. Колпачкова. СПб.: Студия НП-Принт, 2014. С. 32–38.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=