XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XIX 280 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Как правило, такие референты представлены как отдельными лексемами, так и именными посессивными словосочетаниями, предполагающими нали- чие значительного состава участников действия. При этом, и в том и другом случаях происходит семантическое согласование по признаку одушевленности и личности, тождественное нормам согласовательной системы плюрального 2-го класса независимо от формального признака классно-числовой принад- лежности существительного. Подлежащее (актант речевого высказывания), контролирующее согласова- ние, может быть выражено однословными номинациями различных коллек- тивных объединений таких как: а) общественно-экономические организации:Afreximbank wa na nia ya kutoa dola mln 400. Афрексимбанк ( 9 класс ) они -имеют намерение выделить 400 миллионов долларов; б) ареальные или локальные структуры: Mbozi wa limwita waziri. Мбози ( название деревни, 9 класс ) они -пригласили министра; в) спортивные общества: Simba wa mpa zawadi kocha wao, Симба ( название футбольной команды, 9 класс ) они -ему-дают подарок своему тренеру; г) номинация может быть аббревиатурной: TPA (mamlaka ya bandari Tanzania) wao w enyewe wa lipeleka ombi kwa mthaminishaji mkuu. ТПА (управ- ление портами Танзании, 9 класс ) они они -сами они- направили просьбу главному оценщику. В качестве референта может выступать именная группа, состоящая из двух существительных. Вершинное слово такой агенсной генетивной конструкции указывает на совокупное множество производителей действия и представлено: а) собирательными существительными типа «большинство», «ряд», «группа» и т. п.: Umati wa wanafunzi wa li o kasirika wa likaribia kituo cha polisi. Толпа ( 11 класс ) студентов они -котор ые -были возмущены они -приблизились к участку полиции. б) нумеративными разрядами существительных типа «десятки», «сотни», «тысячи» и т.п.: Makumi ya wa andamanaji walijerihiwa vibaya. Десятки ( 6 класс ) демонстрантов они -были-ранены тяжело. Заметим, что в этом отношении нарушенное согласование очень сходно с подобными конструкциями в русском языке, ср. например: Большинство делегатов проголосовали против; Ряд учащихся не сдали экзамен . Таким образом, приведенные примеры свидетельствуют об изменении кон- тура категории одушевленности/неодушевленности в языке суахили и переходе к более широкой парадигме согласования, основанной на семантической оппози- ции по двум признакам, которая вовлекает в свою орбиту не только одушевлен- ные существа, но и номинации различных коллективных организаций. Сложная система формального классно-числового согласования деформируется в сторону семантического согласования, отражающего реальное множество объектов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=