XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 293 Реальность пребывания в советском плену оказалась еще страшнее: сначала одиночные, потом переполненные камеры, голод, холод, болезни, унижения, отсутствие общения и какой-либо защиты. И, пожалуй, главное — полная неопределенность: выпустят ли его, обменяют ли, сможет ли он вернуться на родину? Многократные личные беседы с Литвиновым не давали ничего. Лишь спустя полтора года он был выслан назад в Лондон с просьбой рассказывать как можно больше о прекрасном новом режиме в России, где все люди равны. Казалось бы, все эти испытания должны были озлобить ван дер Спайя. Но этого не произошло. Образ России в его воспоминаниях не носит мрачного характера. Напротив. Он считал, что полтора года в тюрьмах закалили его, заставили многое переоценить и осознать. «Я встретил там много интересных людей; я стал многое понимать о человеческих мыслях и реакциях на те или иные события; стал понимать их надежды на будущее. Мучения и терзания души и тела, долгие мрачные дни если и не забылись совсем, то отошли на задний план». А закончил он рассказ о России словами Шекспира: «Нет ничего ни плохого, ни хорошего в этом мире. Есть только наше отношение к чему-либо». Ван дер Спай дожил практически до ста лет. Его интерес к России передался и его семье: внук изучал русский язык, его вдова читала книги о России и даже побывала здесь в 1998 г., очень сожалея, что муж не дожил и не побывал в уже совсем другой России вместе с ней. Куценков П. А. (ИВ РАН, Москва) Новые данные о традиционном изобразительном искусстве догонов на материале полевых исследований 2015–2019 гг. Согласно точке зрения, общепринятой и в западной, и в отечественной литературе, в изобразительном искусстве догонов царит единый стиль, который невозможно спутать ни с каким другим. В 1986 г. В. Б. Мириманов, основываясь в основном на трудах исследователей французской школы, так охарактеризовал их скульптуру: «Формы деревянных статуэток четко огранены, угловаты, их трехмерность выявлена резкими контрастами света и тени, причем трактовка основных деталей точно соответствует методу изъятия — технике резьбы, в то время как формы кованных фигурок, более плавные, текучие, как и сама техника ковки металла» 1 ; автор и сам был полностью уверен в этом 2 . 1 Мириманов В. Б. Искусство Тропической Африки. Типология, систематика, эво- люция. Москва: Искусство, 1986. С. 76. 2 См.: Куценков П. А. Этнос и его искусство: Западный Судан. Процессы стилеобра- зования. Москва: Наука, ГРВЛ, 1990. С. 83–89. Но благодаря полученным в 2015–2019 гг. полевым данным автор вынужден серьезно пересматривать свои собственные пред- ставления и об искусстве догонов, и об африканском традиционном искусстве вообще.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=